Цена рекорда: сколько потратили на закупку трамваев и троллейбусов в 2024 году?

  • Павел Яблоков
    7 марта 2025 г. — 15:00
    359

    На закупку трамваев и троллейбусов, полученных 40 российскими городами в прошлом году, было затрачено более 70 миллиардов рублей. Столько средств понадобилось для достижения рекордного за последние 15 лет обновления подвижного состава городского электрического транспорта в виде 500 трамваев и 861 троллейбуса.

    К такому выводу пришёл авторский коллектив недавно вышедшего в начале года аналитического отчёта «Подвижной состав городского электрического транспорта в РФ», проанализировав в дополнительном исследовании информацию о закупках и производстве подвижного состава городского электротранспорта во всех регионах страны.

    Между тем, достигнутые в 2024 году высокие показатели закупок трамваев и троллейбусов — не мода одного сезона, а следствие накопленного годами, а то и десятилетиями, дефицита обновления подвижного состава. Регионы нуждаются в новой технике, а производители готовы выполнить новые заказы.

    Последуют ли они? Всё упирается в деньги. Утверждённый в прошлом году Указом Президента России № 309 целевой показатель увеличения к 2030 году доли подвижного состава общественного транспорта с нормативным сроком службы до уровня 85% смещает фокус внимания лиц, принимающих решения, в сторону транспортных средств класса «дёшево и сердито» — автобусов малой и средней вместимости. И Минтранс России уже готовится в ближайшие месяцы начать оказывать поддержку по этому сценарию, отложив проблемы городского электротранспорта в очередной долгий ящик.

    Поэтому, по прогнозам специалистов, в новом сезоне с трамвайных и троллейбусных заводов на транспортные предприятия поступит примерно на 40% меньше новой техники, чем в 2024 году.

    Необходимые уточнения

    Дополнительное изучение информации о закупках и производстве подвижного состава городского электротранспорта было проведено для получения итоговых данных на конец 2024 года, так как в аналитическом отчёте были проанализированы данные только за первые 10 месяцев 2024 года.

    Также авторский коллектив отчёта «Подвижной состав городского электрического транспорта в РФ» хотел бы исправить неточность — в настоящее время АО «Уралтрансмаш» передано в рамках госкорпорации «Ростех» от Уралвагонзавода под управление научно-производственного концерна «Техмаш».

    Трамвайные закупки

    Над выпуском 500 вагонов, поставленных в 20 городов, работало четыре производителя. Наибольший вклад внесла компания «ПК Транспортные системы».

    Чуть более половины стоимости всех закупок приходится на одного производителя — «ПК Транспортные системы». Столь весомый результат достигнут не только из-за количества выпущенной техники, но за счёт наличия в структуре продаж двух- и трёхсекционных вагонов в крупных сериях.

    Для оценки стоимости закупок исследователи использовали информацию о закупках из открытых источников. В ряде случаев стоимость затрат на закупки трамваев указаны из расчёта аналогичных закупок в других городах. В первую очередь это касается закупок техники в рамках концессионных проектов. По лизинговым контрактам в общей стоимости не учтена прибыль банков. Стоимость взята максимально приближённо к чистой выручке заводов-изготовителей.

    Самая широкая география поставок трамваев в 2024 году была у «ПК Транспортные системы» — девять городов.

    По данным исследователей, задолженность по оплате курского заказа на начало 2025 года составляет 332,64 млн. руб.

    В восемь городов поступили трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода.

    Стоимость затрат на поставку последней партии трамваев (12 из 26) для Челябинска дана исследователями с учётом аванса 50%.

    Новые вагоны производства многопрофильного завода «Уралтрансмаш», входящего в корпорацию «Ростех» получили всего два города.

    Если с поставкой единственного трамвая для Пятигорска цена предельно ясна, то отпускная цена завода-изготовителя за один вагон при закупках в лизинг, как правило, не указывается. С учётом анализа данных прямой (без лизинга) закупки Санкт-Петербургом трамваев «Уралтрансмаша» в ретро-стиле ретро цена в 2024 году за один двухсекционный вагон модели 71-421Р «Довлатов» по двум контрактам (в 2024 году поставлено 18 и 20 вагонов) принята в размере 142 млн. руб.

    Цена за один трёхсекционный вагон модели 71-431Р «Достоевский» в 2024 г. вычислена аналогичным способом, как и цена «Довлатова» и составляет примерно 166,44 млн. руб. В 2024 году было поставлено 10 «Достоевских».

    Однако общая сумма по Санкт-Петербургу вышла значительно меньше, с учётом выставленных штрафов за просрочку исполнения заказов, кроме той части штрафов и неустоек, которые касаются непосредственно банка.

    Белорусский производитель трамваев «Белкоммунмаш» («БКМ Холдинг») выполнял заказы для четырёх городов.

    Цена за вагон модели Т811-Синара для Краснодара в размере 69,273 млн. руб. принята исследователями как средняя по объектам-аналогам (Минск — 69,296 млн. и Самара — 69,25 млн. руб.). Вагон оформлен как выпущенный «Синарой».

    Поставки в Новосибирск выполнялись «БКМ Холдингом» через совместное российско-белорусское предприятие ООО «БКМ Сибирь».

    Троллейбусные закупки

    Поставку 861 троллейбуса в 31 российский город обеспечили производственные мощности семи российских и белорусских заводов. Наибольший вклад внесён Уфимским трамвайно-троллейбусным заводом.

    В Видное и Подольск поступили три кузова первой комплектности Тролза-5265.02 «Мегаполис» из складских остатков прекратившего деятельность в конце 2010-х завода «Тролза» (техника со сложной судьбой была оформлена как капитально-восстановительный ремонт троллейбус ЗиУ-682Г), поэтому с действующих заводов был поставлено лишь 858 троллейбусов.

    Если в случае с трамваями дефицит открытых данных о стоимости закупленной техники в основном ощущался в концессионных проектах, то с троллейбусами, помимо челябинской концессии, непрозрачность закупочных цен присутствовала в случаях закупки техники с помощью нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

    Самая широкая география поставок в 2024 году была у вологодского завода «Транс-Альфа». Впрочем, традиционная всеядность производителя сказалась на сроках исполнения заказов. Поставки со сроком исполнения до конца 2024 года были законтрактованы в 15 городов, но техника поступила только в 13 из них, несмотря на выплату авансов. К середине февраля задержанные поставки для Барнаула и Тольятти были выполнены. В то же время, досрочно в 2024 году были поставлены предполагавшиеся к поставке в 2025 году по двухлетним контрактам три троллейбуса в Йошкар-Олу.

    Цены за одну машину 25,2 млн руб. для Мурманска и Петрозаводска взяты по объектам-аналогам (троллейбусы с автономным ходом 150 м в составе других закупок).

    На итоговую оплату 20 троллейбусов для Санкт-Петербурга повлиял вычет при окончательном расчёте из общей суммы контракта заказчиком штрафа 83 млн. руб. за нарушение сроков поставок.

    «ПК Транспортные системы» выполнены поставки в пять городов.

    Уфимский трамвайно-троллейбусный завод, выполнив самый большой объём троллейбусных заказов, сосредоточился всего на пяти городах благодаря крупным контрактам. Самый небольшой заказ выполнен предприятием для родного города.

    Средняя цена за одну машину по контракту на 49 троллейбусов для Новосибирска в рамках нацпроекта «БКД» в 31,3 млн. руб. взята исследователями по объектам-аналогам.

    География поставок белорусского «БКМ Холдинг» в течение одного сезона знавала и более широкий охват. В 2024 году поставки троллейбусов в Россию оказались скромнее как по количеству городов, так и по количеству техники.

    В заказах для Санкт-Петербурга учтён 21 троллейбус, поставленный в 2024 году по графику, а также в счёт 2023 года. Также два из 58 троллейбусов производства «БКМ Холдинг» для Санкт-Петербурга, законтрактованных на 2025 год, поставлены досрочно в 2024 году. Общая сумма заказа по Новороссийску приведена исследователями по данным СМИ.

    Дебютировавшая в 2023 году в качестве серийного производителя троллейбусной техники «Группа Синара» выполнила поставки в пять городов.

    В стоимости заказа для Челябинска исследователями учтены только 70 троллейбусов, поступившие в эксплуатацию. Цена за одну машину не опубликована, так как поставки идут по концессионному соглашению. Средняя цена за одну машину 33,47 млн. руб. взята по объектам-аналогам.

    Ещё один белорусский производитель — Минский автомобильный завод — является партнёром УТТЗ и поставкой кузовов первой комплектности обеспечил ему первое место по объёмам поставок на российском троллейбусном рынке. Но в два города МАЗ поставил продукцию самостоятельно.

    Цена 32 млн. руб. за одну машину МАЗ-203Т22 для Казани взята по объектам-аналогам с учётом увеличенного автономного хода до 2 км.

    Цена 31,636 млн. руб. за одну машину МАЗ-203Т20 для Мурманска взята по объектам-аналогам (гомельский тендер на сайте госзакупок Белоруссии с конвертацией валют на дату публикации тендера).

    Ещё один завод, успевший поработать для двух городов, в 2024 году дебютировал как серийный производитель троллейбусов. Это — «Бакулин Моторс Групп» (бренд Volgabus).

    Цена за одну машину для Ижевска (28 млн. руб.) взята по цене, аналогичной хабаровскому конкурсу.

    Ранее, по предварительной оценке ООО «ПКТИ», стоимость закупленной за 2024 год техники оценивалась в 62,2 млрд руб., из них трамваев — 40,98 млрд руб., а троллейбусов —21,22 млрд руб.

    Некоторые пояснения

    Ещё после выхода прошлой публикации об итогах поставки трамваев и троллейбусов в редакцию стали поступать обращения, в которых некоторые из упомянутых в исследовании цифр ставились под сомнение.

    Особенности учёта поставок техники позволяет по-разному трактовать факт поставки. И не всегда этот процесс отличается прозрачностью. Например, иногда стороны сделки по ряду причин идут друг другу на уступки и объявляют поставку завершённой ещё тогда, когда техника ещё физически не полностью прибыла с завода, чтобы не нарушать публично сроки контракта и не выставлять денежные претензии. Или, наоборот, доставка техники в троллейбусное или трамвайное депо не означает её автоматической приёмки заказчиком. Как показывает практика прошлогоднего расторжения контракта на поставку троллейбусов в Ставрополь, три машины, доставленные с вологодского завода, не дождавшись прибытия оставшейся части единой партии, были оттранспортированы обратно в распоряжение производителя.

    Неоплаченными, или не полностью оплаченными заказами из 2024 года в связи с задержкой поставок в статистику 2025 года перешли:

    • 31 троллейбус с увеличенным автономным ходом (ТУАХ) модели Синара-6254.00 производства «Синара-Городские машины» для Екатеринбурга, недопоставленные в 2024 году;
    • 14 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» (недопоставлены в 2024 году) и 20 ТУАХ модели Синара-6254.00 производства «Синара-Городские машины» (поставки в 2024 году не начаты) для Санкт-Петербурга;
    • 5 троллейбусов модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» для Барнаула (поставка завершена в феврале);
    • 2 троллейбуса модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» для Тольятти (срок поставки до 23 декабря 2024 года, фактическая поставка в январе 2025 года);
    • 3 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» для Владивостока (доставлены в декабре 2024 года, но не приняты);
    • 23 трамвая модели 71-431Р «Достоевский» производства «Уралтрансмаша» для Санкт-Петербурга (остаток от обязательств по контракту 2022 года);
    • 14 трамваев модели 71-628-02 для Челябинска по контракту, заключённому в 2023 году (12 из 26 вагонов прибыли в 2024 году);
    • 6 вагонов модели 71-623-04 производства УКВЗ для Магнитогорска: просрочка исполнения контракта идёт с 10 декабря 2024 года, вагоны физически доставлены в прошлом году, но их приёмка не выполнена;
    • 6 кузовов первой комплектности модели Т701 для Новосибирска: по состоянию на 31 декабря 2024 года они не были приняты;
    • 4 трёхсекционных вагона двустороннего движения модели 71-638-02 «Поларис» производства УКВЗ для Санкт-Петербурга (обязательства по заключённому 20 декабря 2024 года контракту с нормативным сроком поставки до 25 декабря 2024 года выполнены в первые три месяца 2025 года).

    В статистике за 2024 год не учтена поставка трамвая (кузов первой комплектности с капитально отремонтированными тележками) модели 71-605РМ13 производства ООО «Горизонт» в Иркутск.

    В 2024 году был выпущен первый вагон трамвая модели 71-932 «Невский» для концессионной сети «Славянка» в Санкт-Петербурге, который был продемонстрирован транспортному руководству страны и Северной столицы. Однако трамвайная сеть, на которой он должен эксплуатироваться, пока не введена в эксплуатацию, и авансовая оплата заказа на выпуск трамваев в 2024 году не производилась.

    В Ижевске в прошлом году на производственных мощностях МУП «Ижгорэлектротранс» были собраны два полунизкопольных трамвая Татра-Т3-Иж-Н.

    Однако эти дополнения мало влияют на общий порядок цифр как предыдущего исследования, так и нынешнего.

    Заключение

    Объём затрат на закупки трамваев и троллейбусов в 2024 году исследователями оценен в 70,564 млрд руб., в том числе 44,904 млрд руб. — закупка трамваев и 25,66 млрд руб. — закупка троллейбусов. Более трети этого объёма обеспечили заказы, выполненные «ПК Транспортные системы» — единственным российским производителем, занимающимся производством подвижного состава обоих видов транспорта (25,952 млрд руб. суммарно по трамваям и троллейбусам).

    Приведённые в исследовании цифры по объёмам поставок подвижного состава троллейбусов и трамваев в 2024 году, показывают недостаточность уже предусмотренных бюджетных и внебюджетных объёмов финансирования в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Инфраструктура для жизни».

    Для достижения определённой Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» определён целевой показатель, дословно звучащий как «увеличение к 2030 году в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем до 85 процентов».

    В аналитическом отчёте «Подвижной состав городского электрического транспорта в РФ» отмечается, что с учётом «смягчающей» планки в 85% авторы аналитического отчёта подсчитали, что для достижения целей федерального проекта «Развитие общественного транспорта» до 2030 года необходимо обновить по трамваям 3706 единиц подвижного состава, по троллейбусам — 4790. Для этого в среднем нужно выпускать по 742 трамвая и 994 троллейбуса в год, чего ни разу и близко не достигалось за последние 15 лет.

    Отсюда следует, что для достижения 85%-го обновления подвижного состава ГЭТ к 2030 году, ежегодные объёмы количественные объёмы производства, не говоря о стоимостных в обоих сегментах требуется продолжать наращивать.

    Паспортом национального проекта «Инфраструктура для жизни» на финансирование мероприятий федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в 2025 году выделено 66,68 млрд руб., что меньше объёма средств, затраченных в 2024 году на покупку трамваев и троллейбусов. При этом основная масса денежных средств в соответствии с приоритетами обновления подвижного состава будет выделена для закупки автобусов малого и среднего класса для агломераций, в том числе опорных населённых пунктов.

    Самый провальный по заявленному объёму финансирования федерального проекта «Развитие общественного транспорта» 2026 год предполагает выделение всего 52,419 млрд руб. И через это «бутылочное горлышко» должны пролезть не только трамваи с троллейбусами, но и автобусы.

    Более 76% средств на обновление подвижного состава в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта выделено на вторую половину шестилетнего срока (2028-2030 годы). Такое неравномерное финансирование негативно скажется на загрузке машиностроительных предприятий, заметно увеличивших выпуск продукции в 2023-2024 годах, и вынужденных сокращать их в 2025-2027 годах, и заново расширять их в последующую трёхлетку.

    Необходимо пересмотреть и выровнять финансирование по годам для сохранения и более равномерной загрузки производственных мощностей трамвайных и троллейбусных заводов. Альтернативой этому может стать закрытие нескольких производств подвижного состава и задержка технологического развития оставшихся участников рынка машиностроения. средств. В отсутствие доступных инструментов федеральной поддержки в некоторых городах трамвайное или троллейбусное сообщение может полностью прекратиться.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: