Живые, но малонужные? Троллейбусные линии Тольятти работают не в полную силу

  • Павел Яблоков
    10 января 2020 г. — 23:50
    1374
    Иллюстрация: 

    Если бы проектировщиков попросили проложить троллейбусные линии ради пяти-шести поездок «рогатых» в день, специалисты скорее всего покрутили бы пальцем у виска и посоветовали не тратить время на заведомо нерентабельную затею. Однако в современной России оказалось немало действующих участков троллейбусной сети, на которых застать троллейбус — большая удача. Сразу несколько таких сегментов можно найти в Тольятти в 2020 году.

    Тольяттинский троллейбус выжил, оказавшись на грани коллапса в 2015 г. Движение останавливали из-за долгов транспортного предприятия, а энергетики даже переставали отпускать электричество для части маршрутов. В результате пришлось пожертвовать одним из двух оставшихся депо (самое первое закрыли ещё в 2004 г.) и более чем половиной маршрутов.

    Без движения остались и многие участки сети. Однако демонтировать их не стали. Дойдя к концу 2016 г. до минимального набора маршрутов (всего шесть), в 2017 г. в Тольятти приобрели по лизинговой схеме 40 троллейбусов, которые оказались работоспособнее и экономичнее прежних. В 2018 г. удалось организовать больше обслуживаемых маршрутов, в 2019 г. — увеличить количество рейсов.

    С 1 января 2020 г. в автограде действует обновлённая маршрутная сеть, обслуживание которой муниципальными автобусным и троллейбусным перевозчиками ведётся по контрактам, действующим до 30 ноября 2021 г.

    В новом муниципальном контракте на 2020 / 2021 гг. два ранее возобновлённых троллейбусных маршрута получили свои собственные номера — № 7* «Речной вокзал — Зона отдыха» стал № 1, а № 57* «Речной вокзал — к /т "Буревестник"» получил № 8. Также открылся (возобновлён) троллейбусный маршрут № 22 «Речной вокзал — Автовокзал», связывающий Комсомольский и Центральный районы города. Его трасса следования — по Коммунистической ул., Ярославской ул., ул. Громовой, Кунеевской ул., ул. Баныкина, ул. Родины.

    К сожалению, от расширения номерного списка маршрутов троллейбусы ходить чаще не стали. Редкость рейсов по многим направлениям перечёркивает почти весь эффект от работы экологичного транспорта под контактной сетью, заботливо сохранённой тольяттинцами. Если в прошлом году количество рейсов на некоторых популярных маршрутах выросло, то в этом спад коснулся почти всех направлений.

    От смены номера не изменилась частота на маршруте № 1 «Речной вокзал — Зона отдыха» (бывш. № 7*). И без того редкое расписание стало менее запоминаемым для пассажиров — вместо единого оно теперь делится на рабочие и выходные дни. При этом различия между вариантами настолько малы, что непонятны сам смысл и какой-либо ожидаемый эффект от разделения. Отправление от Речного вокзала в будни в 6:20 10:31, 13:06, 17:06, 19:17, в выходные дни — в 6:20, 10:37, 13:08, 17:08, 19:15, от Зоны отдыха — в 7:14, 11:25, 14:03, 18:00, 20:09 по рабочим дням и в 7:14, 11:27, 14:03, 18:00, 20:09 по выходным дням. Расписание рабочих дней совпадает с прошлогодним единым.

    Похожим образом «усложнилось» и расписание на маршруте № 21 «Речной вокзал — Транспортный цех». В зимние месяцы на нём выполняются всего четыре рейса. Но даже такое короткое расписание решили разделить на будни и выходные. Отправление от Речного вокзала в будни в 10:25 и 12:10, в выходные дни — в 10:30 и 12:25, от Транспортного цеха в 11:20 и 13:30 в будни и в 11:35 и 13:30 в выходные дни. В 2019 г. ежедневно от Речного вокзала троллейбусы отправлялись в 10:40 и 12:30, от Транспортного цеха — в 11:40 и 13:40.

    На маршруте № 2 «Гидростроевская ул. — Фосфор» количество рейсов в будни уменьшилось со 160 до 150, в выходные — с 54 до 52. Сокращён и режим работы. Отправление от Гидростроевской ул. в будни с 5:25 до 18:10 (в 2019 г. — до 20:12), в выходные дни — с 5:30 до 18:02 (в 2019 г. — до 17:46), от Фосфора — в будни с 6:03 до 19:36 (в 2019 г. — с 6:01 до 20:48), в выходные дни — с 6:06 до 18:38 (в 2019 г. — с 6:05 до 18:21).

    На маршруте № 4 «Трансформатор — Фосфор» в 2020 г. выполняются 94 рейса в будни вместо 102, в выходные — 52 вместо 56. Отправление от Трансформатора в будни с 5:20 до 18:22 (в 2019 г. — до 18:32), в выходные дни — с 5:25 до 17:38 (в 2019 г. — до 17:45), от Фосфора — в будни с 6:05 до 19:05 (в 2019 г. — до 19:17), в выходные дни — с 6:09 до 18:22 (в 2019 г. — с 6:12 до 18:29).

    Маршрут № 7 «Речной вокзал — Гидростроевская ул.» тоже «похудел», даже без учёта выделения рейсов № 7* в самостоятельный маршрут (хотя подвижной состав у них остался общим). В рабочие дни осталось 160 рейсов вместо 171, в выходные — 160 вместо 170. Отправление от Речного вокзала в будни с 5:37 до 21:27 (в 2019 г. — с 5:39 до 21:20), в выходные дни — с 5:57 до 21:10 (в 2019 г. — с 6:03 до 21:20). Отправление от Гидростроевской ул. в будни с 5:29 до 21:32 (в 2019 г. — до 22:01), в выходные дни — с 5:30 до 21:47 (в 2019 г. — с 5:29 до 21:57).

    На маршруте № 8 «Речной вокзал — к/т Буревестник» (бывш. № 57*) сохранилось по восемь рейсов в день, но самих дней курсирования стало меньше — по субботам перевозки больше не ведутся. В рабочие дни отправление от Речного вокзала в 7:05, 8:34, 14:57, 16:25, от кинотеатра «Буревестник» — в 7:50, 9:19, 15:41, 17:06. Расписание «сдвинулось» на несколько минут относительно прошлогоднего варианта.

    На кольцевом маршруте № 13 «8-й квартал — Театр Дилижанс» вместо 103 прошлогодних выполняется 98 рейсов. Отправление от 8-го квартала ежедневно с 5:30 до 22:10 (в 2019 г. — до 22:01). 90 вместо 95 рейсов осталось на встречном маршруте № 14 «Театр Дилижанс — 8-й квартал». Отправление от Театра «Дилижанс» ежедневно с 5:36 до 22:22 (в 2019 г. — до 21:57).

    Соединяющий все три района города маршрут № 18 «8-й квартал — Речной вокзал», наращивавший прошедшие два года объём перевозок, в новом 2020 г., как и другие, тоже немного сдал. В будни в распоряжении пассажиров остались 54 рейса вместо 58, в выходные дни — 30 вместо 32. Отправление от 8-го квартала в будни с 5:18 до 17:30 (в 2019 г. — с 5:35 до 18:03), в выходные дни — с 7:20 до 18:31 (в 2019 г.— с 7:00 до 18:00). Отправление от Речного вокзала в будни с 6:05 до 19:19 (в 2019 г. — с 5:30 до 18:27), в выходные дни с 6:34 до 19:36 (в 2019 г. — с 7:00 до 17:34). В выходные дни ликвидирован дневной трёхчасовой перерыв между рейсами: теперь каждый час выполняется хотя бы по одной поездке в каждую сторону.

    Маршрут № 57 «Речной вокзал — Фосфор» сохранил все 12 своих рейсов, выполняемых только в рабочие дни. Однако четвёртая пара рейсов переместилась с вечернего часа «пик» на утренний. Отправление от Речного вокзала в 5:52, 6:17, 7:45, 8:10, 15:05, 16:20, от Фосфора — в 6:48, 7:14, 8:42, 9:06, 16:01, 17:15.

    Начавший работу с 9 января после многолетнего перерыва маршрут № 22 «Речной вокзал — Автовокзал» обладает гораздо меньшей частотой движения, чем уменьшение рейсов в расписаниях других маршрутов (суммарно 43 рейса в будни, 36 по субботам и 28 по воскресеньям). Его расписание насчитывает только 12 поездок, и исключительно по рабочим дням. Отправление от Речного вокзала в 5:54, 7:13, 8:33, 13:47, 15:06, 16:25, от Автовокзала — в 6:35, 7:54, 9:14, 14:28, 15:47, 17:06.

    Лишь по шесть раз в день в каждую сторону «работают» троллейбусные провода по ул. Баныкина, а также в тех частях Ярославской и Коммунистической ул., где проходит только маршрут № 22. Зато здесь пролегают трассы двух направлений маршрутных такси. Два раза в день оживляется линия до Транспортного цеха (параллельно проходит один автобусный маршрут и две линии маршрутных такси), пять раз — до Зоны отдыха (вдоль неё проходят три маршрута маршрутных такси), четыре раза — до кинотеатра «Буревестник» (параллельно проходят два автобусных маршрута и четыре линии маршрутных такси). Это совсем не троллейбусные объёмы движения, и такое положение допустимо лишь на время — чтобы дать какую-то нагрузку линиям, способным на гораздо большее.

    При этом запрос пассажиров на перевозки есть. Во всех случаях автобусное движение вдоль малодеятельных троллейбусных линий значительно интенсивнее. Если в Тольятти хотят развивать экологичный и эффективный транспорт, то городу уже в этом году необходимо позаботиться о новой закупке троллейбусов — «классических» либо с увеличенным автономным ходом. Тогда удастся придать больший смысл многим действующим линиям, а также, возможно, вернуться и на остальные «безработные» участки — в том числе, Московский просп., ул. Степана Разина, Спортивную ул. и в район АвтоВАЗа.

    С 13 января стартует троллейбусное движение между Чебоксарами и Новочебоксарском. Готовятся к началу строительства в этом году двух новых линий в Чите. А в Ростове-на-Дону восстанавливаются ранее закрытые маршруты троллейбуса.

    Организации: 
    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (1)

    1. Надо перенимать опыт более развитых европейских стран. А лучше трамвай пустить от ягодного и до жиг.моря через весь город