Дополнительные пути строят как для грузового, так и для пассажирского сообщения
В Саратове готовят заключение концессионного соглашения в отношении трамвайной инфраструктуры города. В качестве концессионера будет выступать не федеральный игрок, а местная компания, в обязанности которой войдёт модернизация основной трамвайной линии Саратова и интеграция её с другими действующими направлениями. Также особенностью концессии будет то, что её предметом не будет являться подвижной состав, а только инфраструктура горэлектротранспорта.
Необходимость модернизации трамвайной сети в Саратове обсуждается последние несколько лет, уже подготовлено несколько проектов реконструкции основного трамвайного коридора, образующего своеобразный диаметр. В 2019 году объявлено проектирование первой линии, после чего начали искать господдержку проекта. Проектирование ещё трёх участков ведётся в этом году.
В этом году Саратов вошёл в пилотный проект по модернизации систем городского электротранспорта с федеральным софинансированием. Заручившись поддержкой на самом верху, в Саратове начали необходимую подготовку к реализации проекта.
Предложение о заключении концессионного соглашения в отношении трамвайной инфраструктуры муниципального образования «город Саратов» было направлено в городскую администрацию 11 августа. 16 августа администрация города Саратова приняла постановление № 3373 «О возможности заключения концессионного соглашения в отношении имущественного комплекс наземного электрического транспорта общего пользования», после чего организовала приём альтернативных заявок, который длился с 18 августа по 3 октября. В роли концедента выступило ООО «Саратовгорэлектротранс», зарегистрированное по адресу: 410005, г. Саратов, 1-я Садовая ул., д. 104. 4 октября были подведены итоги: предложение ООО «СГЭТ» осталось единственным.
ООО «Саратовгорэлектротранс» зарегистрировано 25 апреля этого года. Основной вид деятельности — регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении. С 31 мая учредителем организации является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Предполагаемые затраты на реконструкцию объекта соглашения составляют 17,341 млрд руб., из которых субсидия из федерального бюджета составит 30% (5,202 млрд руб.), заёмного банковского финансирования ВЭБ.РФ — 37,5% (6,503 млрд руб.), Фонда национального благосостояния — 25% (4,335 млрд руб.), собственные средства концессионера — 7,5% (1,301 млрд руб.).
Основная часть проекта посвящена решению задач переустройства, реконструкции и строительства существующих объектов трамвайной инфраструктуры, прокладке новых подземных и надземных коммуникаций, их увязке с действующими сетями газо- и водоснабжения, канализации, электроснабжения и связи.
В целях сокращения затрат на реализацию проекта предусмотрена увязка принимаемых решений по реконструкции трамвайного маршрута № 3 «6-я Дачная — Мирный пер.» со строительством смешанного путепровода, входящего в состав транспортной развязки «Стрелка», расположенной в районе пересечения трёх основных городских магистралей — просп. 50 лет Октября, Тракторной ул. и Большой Горной ул. с подключением движения со стороны Соколовой улицы. В её состав входит автодорожный путепровод «Московский» и путепровод с трамвайным движением, «Стрелка» длиной 93 м, построенный в 1968 году. Объект с двумя полосами движения для автотранспорта, двумя полосами для трамвайного движения и пешеходными тротуарами передаётся концессионеру для полной реконструкции, включая замену опорных частей и пролётных строений.
Концессионер получит от концедента имущество, которое ему предстоит модернизировать: оно и будет объектом концессии. Кроме того, он должен будет использовать и иное имущество, которое вместе с передаваемыми ему объектами концессии образует единый комплекс. Вопрос приобретения подвижного состава выходит за рамки концессионного соглашения, но предполагается, что ООО «СГЭТ» станет перевозчиком и что объём транспортной работы концессионера не превысит 4,0452 млн км в год.
Эксплуатационный платёж, выплачиваемый концедентом на этапе эксплуатации в целях возмещения концессионера, составит 23,2 млрд руб. Он будет выплачиваться частями ежеквартально, начиная с даты начала эксплуатации трамвайной сети конценссионером.
Несмотря на то, что новые линии де-факто концессией не предусмотрены, 43 км одиночного пути рассматриваются как реконструкция, а 24 км — как новое строительство, что, вероятнее всего, связано с обособлением путей и изменением их расположения.
Проект планируется реализовать за четыре года. На первом этапе в 2023 году намечена реконструкция маршрута № 9 — участка от остановки «Детский парк» до остановки «Завод зуборезных станков».
На втором этапе в 2024-2025 гг. предстоит строительство скоростной трамвайной линии по трассе маршрута № 3 со строительством путепровода «Стрелка» и разворотных колец в районе Детского парка. На третьем этапе в 2025 году предусмотрена реконструкция маршрута № 8 — трамвайной сети от остановки «Стадион Волга» до ул. Усиевича и от Завода зуборезных станков до Комсомольского пос., а на четвёртом этапе в 2026 году — реконструкция маршрута № 6 — участок от остановки «6-я Дачная» до остановки «Школа № 52». Всего реконструкция затронет трассы четырёх из 10 городских трамвайных маршрутов. При этом в зону работ не войдёт разворот вокруг кварталов у Мирного переулка: вместо него запланировано строительство разворотных конец в районе Детского парка.
При реконструкции и создании трамвайной сети концессионер обеспечивает устройство посадочных площадок, опор контактной сети, пешеходных ограждений, благоустройство и освещение, а на трамвайных узлах — систем обогрева, лубрикации и автоматики стрелочных переводов. Устройство путей предполагается открытым на обособленном полотне и крытое железобетонными плитами на пересечениях с автодорогами.
Планируется, что концессионное соглашение будет действовать до 31 декабря 2047 года. Окончательное решение о заключении концессионного соглашения стороной концедента должно быть принято в течение 30 календарных дней после окончания приёма заявок о готовности к участию в конкурсе, завершившегося 3 октября.
Ранее в этом году были подписаны концессионные соглашения на модернизацию трамвайных сетей Курска, Липецка, Нижнего Новгорода и Перми, а также строительства новых трамвайных линий в Краснодаре.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Дополнительные пути строят как для грузового, так и для пассажирского сообщения
Также пополняются вагонные парки Краснодара, Новосибирска и Челябинска. Все города, кроме Уфы, сделали ставку на новую технику.
С 15 декабря открываются новые беспересадочные рейсы и увеличивается частота по популярным маршрутам
Свыше 130 остановочных пунктов сменили «километровые» имена на привязку к местным географическим объектам.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.