Портфели заказов многих основных производителей «рогатых» почти пусты
Владислав Гродовский / ВК
Если бы проектировщиков попросили проложить троллейбусные линии ради пяти-шести поездок «рогатых» в день, специалисты скорее всего покрутили бы пальцем у виска и посоветовали не тратить время на заведомо нерентабельную затею. Однако в современной России оказалось немало действующих участков троллейбусной сети, на которых застать троллейбус — большая удача. Сразу несколько таких сегментов можно найти в Тольятти в 2020 году.
Тольяттинский троллейбус выжил, оказавшись на грани коллапса в 2015 г. Движение останавливали из-за долгов транспортного предприятия, а энергетики даже переставали отпускать электричество для части маршрутов. В результате пришлось пожертвовать одним из двух оставшихся депо (самое первое закрыли ещё в 2004 г.) и более чем половиной маршрутов.
Без движения остались и многие участки сети. Однако демонтировать их не стали. Дойдя к концу 2016 г. до минимального набора маршрутов (всего шесть), в 2017 г. в Тольятти приобрели по лизинговой схеме 40 троллейбусов, которые оказались работоспособнее и экономичнее прежних. В 2018 г. удалось организовать больше обслуживаемых маршрутов, в 2019 г. — увеличить количество рейсов.
С 1 января 2020 г. в автограде действует обновлённая маршрутная сеть, обслуживание которой муниципальными автобусным и троллейбусным перевозчиками ведётся по контрактам, действующим до 30 ноября 2021 г.
В новом муниципальном контракте на 2020 / 2021 гг. два ранее возобновлённых троллейбусных маршрута получили свои собственные номера — № 7* «Речной вокзал — Зона отдыха» стал № 1, а № 57* «Речной вокзал — к /т "Буревестник"» получил № 8. Также открылся (возобновлён) троллейбусный маршрут № 22 «Речной вокзал — Автовокзал», связывающий Комсомольский и Центральный районы города. Его трасса следования — по Коммунистической ул., Ярославской ул., ул. Громовой, Кунеевской ул., ул. Баныкина, ул. Родины.
К сожалению, от расширения номерного списка маршрутов троллейбусы ходить чаще не стали. Редкость рейсов по многим направлениям перечёркивает почти весь эффект от работы экологичного транспорта под контактной сетью, заботливо сохранённой тольяттинцами. Если в прошлом году количество рейсов на некоторых популярных маршрутах выросло, то в этом спад коснулся почти всех направлений.
От смены номера не изменилась частота на маршруте № 1 «Речной вокзал — Зона отдыха» (бывш. № 7*). И без того редкое расписание стало менее запоминаемым для пассажиров — вместо единого оно теперь делится на рабочие и выходные дни. При этом различия между вариантами настолько малы, что непонятны сам смысл и какой-либо ожидаемый эффект от разделения. Отправление от Речного вокзала в будни в 6:20 10:31, 13:06, 17:06, 19:17, в выходные дни — в 6:20, 10:37, 13:08, 17:08, 19:15, от Зоны отдыха — в 7:14, 11:25, 14:03, 18:00, 20:09 по рабочим дням и в 7:14, 11:27, 14:03, 18:00, 20:09 по выходным дням. Расписание рабочих дней совпадает с прошлогодним единым.
Похожим образом «усложнилось» и расписание на маршруте № 21 «Речной вокзал — Транспортный цех». В зимние месяцы на нём выполняются всего четыре рейса. Но даже такое короткое расписание решили разделить на будни и выходные. Отправление от Речного вокзала в будни в 10:25 и 12:10, в выходные дни — в 10:30 и 12:25, от Транспортного цеха в 11:20 и 13:30 в будни и в 11:35 и 13:30 в выходные дни. В 2019 г. ежедневно от Речного вокзала троллейбусы отправлялись в 10:40 и 12:30, от Транспортного цеха — в 11:40 и 13:40.
На маршруте № 2 «Гидростроевская ул. — Фосфор» количество рейсов в будни уменьшилось со 160 до 150, в выходные — с 54 до 52. Сокращён и режим работы. Отправление от Гидростроевской ул. в будни с 5:25 до 18:10 (в 2019 г. — до 20:12), в выходные дни — с 5:30 до 18:02 (в 2019 г. — до 17:46), от Фосфора — в будни с 6:03 до 19:36 (в 2019 г. — с 6:01 до 20:48), в выходные дни — с 6:06 до 18:38 (в 2019 г. — с 6:05 до 18:21).
На маршруте № 4 «Трансформатор — Фосфор» в 2020 г. выполняются 94 рейса в будни вместо 102, в выходные — 52 вместо 56. Отправление от Трансформатора в будни с 5:20 до 18:22 (в 2019 г. — до 18:32), в выходные дни — с 5:25 до 17:38 (в 2019 г. — до 17:45), от Фосфора — в будни с 6:05 до 19:05 (в 2019 г. — до 19:17), в выходные дни — с 6:09 до 18:22 (в 2019 г. — с 6:12 до 18:29).
Маршрут № 7 «Речной вокзал — Гидростроевская ул.» тоже «похудел», даже без учёта выделения рейсов № 7* в самостоятельный маршрут (хотя подвижной состав у них остался общим). В рабочие дни осталось 160 рейсов вместо 171, в выходные — 160 вместо 170. Отправление от Речного вокзала в будни с 5:37 до 21:27 (в 2019 г. — с 5:39 до 21:20), в выходные дни — с 5:57 до 21:10 (в 2019 г. — с 6:03 до 21:20). Отправление от Гидростроевской ул. в будни с 5:29 до 21:32 (в 2019 г. — до 22:01), в выходные дни — с 5:30 до 21:47 (в 2019 г. — с 5:29 до 21:57).
На маршруте № 8 «Речной вокзал — к/т Буревестник» (бывш. № 57*) сохранилось по восемь рейсов в день, но самих дней курсирования стало меньше — по субботам перевозки больше не ведутся. В рабочие дни отправление от Речного вокзала в 7:05, 8:34, 14:57, 16:25, от кинотеатра «Буревестник» — в 7:50, 9:19, 15:41, 17:06. Расписание «сдвинулось» на несколько минут относительно прошлогоднего варианта.
На кольцевом маршруте № 13 «8-й квартал — Театр Дилижанс» вместо 103 прошлогодних выполняется 98 рейсов. Отправление от 8-го квартала ежедневно с 5:30 до 22:10 (в 2019 г. — до 22:01). 90 вместо 95 рейсов осталось на встречном маршруте № 14 «Театр Дилижанс — 8-й квартал». Отправление от Театра «Дилижанс» ежедневно с 5:36 до 22:22 (в 2019 г. — до 21:57).
Соединяющий все три района города маршрут № 18 «8-й квартал — Речной вокзал», наращивавший прошедшие два года объём перевозок, в новом 2020 г., как и другие, тоже немного сдал. В будни в распоряжении пассажиров остались 54 рейса вместо 58, в выходные дни — 30 вместо 32. Отправление от 8-го квартала в будни с 5:18 до 17:30 (в 2019 г. — с 5:35 до 18:03), в выходные дни — с 7:20 до 18:31 (в 2019 г.— с 7:00 до 18:00). Отправление от Речного вокзала в будни с 6:05 до 19:19 (в 2019 г. — с 5:30 до 18:27), в выходные дни с 6:34 до 19:36 (в 2019 г. — с 7:00 до 17:34). В выходные дни ликвидирован дневной трёхчасовой перерыв между рейсами: теперь каждый час выполняется хотя бы по одной поездке в каждую сторону.
Маршрут № 57 «Речной вокзал — Фосфор» сохранил все 12 своих рейсов, выполняемых только в рабочие дни. Однако четвёртая пара рейсов переместилась с вечернего часа «пик» на утренний. Отправление от Речного вокзала в 5:52, 6:17, 7:45, 8:10, 15:05, 16:20, от Фосфора — в 6:48, 7:14, 8:42, 9:06, 16:01, 17:15.
Начавший работу с 9 января после многолетнего перерыва маршрут № 22 «Речной вокзал — Автовокзал» обладает гораздо меньшей частотой движения, чем уменьшение рейсов в расписаниях других маршрутов (суммарно 43 рейса в будни, 36 по субботам и 28 по воскресеньям). Его расписание насчитывает только 12 поездок, и исключительно по рабочим дням. Отправление от Речного вокзала в 5:54, 7:13, 8:33, 13:47, 15:06, 16:25, от Автовокзала — в 6:35, 7:54, 9:14, 14:28, 15:47, 17:06.
Лишь по шесть раз в день в каждую сторону «работают» троллейбусные провода по ул. Баныкина, а также в тех частях Ярославской и Коммунистической ул., где проходит только маршрут № 22. Зато здесь пролегают трассы двух направлений маршрутных такси. Два раза в день оживляется линия до Транспортного цеха (параллельно проходит один автобусный маршрут и две линии маршрутных такси), пять раз — до Зоны отдыха (вдоль неё проходят три маршрута маршрутных такси), четыре раза — до кинотеатра «Буревестник» (параллельно проходят два автобусных маршрута и четыре линии маршрутных такси). Это совсем не троллейбусные объёмы движения, и такое положение допустимо лишь на время — чтобы дать какую-то нагрузку линиям, способным на гораздо большее.
При этом запрос пассажиров на перевозки есть. Во всех случаях автобусное движение вдоль малодеятельных троллейбусных линий значительно интенсивнее. Если в Тольятти хотят развивать экологичный и эффективный транспорт, то городу уже в этом году необходимо позаботиться о новой закупке троллейбусов — «классических» либо с увеличенным автономным ходом. Тогда удастся придать больший смысл многим действующим линиям, а также, возможно, вернуться и на остальные «безработные» участки — в том числе, Московский просп., ул. Степана Разина, Спортивную ул. и в район АвтоВАЗа.
С 13 января стартует троллейбусное движение между Чебоксарами и Новочебоксарском. Готовятся к началу строительства в этом году двух новых линий в Чите. А в Ростове-на-Дону восстанавливаются ранее закрытые маршруты троллейбуса.
Портфели заказов многих основных производителей «рогатых» почти пусты
При сохранении заданных темпов обновления подвижного состава уровня 2024 года достичь не удастся
Рекордные за последние 15 лет показатели поставок электротранспорта оказались ещё выше прежней оценки
На объектах ведутся подготовительные и основные строительные работы
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Надо перенимать опыт более развитых европейских стран. А лучше трамвай пустить от ягодного и до жиг.моря через весь город