Изменения вызваны растущими затратами перевозчиков на обслуживание техники и необходимостью повышения зарплат персонала
Сетевое издание ИА «Урал-пресс-информ» / uralpress.ru
Несмотря на намерения некоторых городов избавиться от троллейбусного сообщения, машиностроители продолжают считать городской электротранспорт перспективным направлением производства. О выходе на рынок заявил новый участник — группа «Синара». Первая машина, изготовленная подразделением «Синара — Транспортные машины», ещё должна пройти сертификационные испытания, но уже имеет гарантированный рынок сбыта продукции. Тем временем, производители автобусов из России и Беларуси адаптируют свои серийные модели под новую компонентную базу.
Специализирующийся на производстве железнодорожной техники холдинг «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) начинает производство подвижного состава для городского общественного транспорта. Тем самым, другое направление группы «Синара» — дочерние структуры компании «Синара — Городские Транспортные Решения» (Синара — ГТР) получают весомое ресурсное обеспечение собственными силами проектов по модернизации инфраструктуры электротранспорта в городах России. Если вопрос с подвижным составом для обновления трамвайной сети Таганрога решён за счёт приобретения трамваев Усть-Катавского вагоностроительного завода, то концессионный проект модернизации троллейбусной сети Челябинска, нуждающийся в поставщике крупной партии техники, будет поддержан собственным подвижным составом «Синары».
Концессионное соглашение по созданию и эксплуатации троллейбусной инфраструктуры в столице Южного Урала было подписано осенью прошлого года Правительством Челябинской области и компанией «Синара — ГТР Челябинск».
Презентация первенца производственной линейки направления горэлектротранспорта — троллейбуса собственной конструкторской Синара-6254 — состоялась в ходе Петербургского международного экономического форума. Предварительный общий объём инвестиций в первую стадию проекта оценивается в более чем 1 млрд руб.
Первый опытный образец Синара-6254 создан на санкт-петербургском предприятии «СТМ-Энергорешения». Здесь же до конца года планируют выпустить и установочную партию из 20 троллейбусов. Затем серийное производство колёсной техники СТМ планирует организовать на производственных площадях Челябинского трубопрокатного завода, входящего в Трубную Металлургическую Компанию. Сейчас здесь уже ведётся модернизация помещений и подготовка инфраструктуры.
До конца 2023 года в Челябинске планируется полностью заменить подвижной состав троллейбуса 168 новыми машинами, в том числе 98 троллейбусами с увеличенным автономным ходом до 20 км. Для их обслуживания будут реконструированы два депо. Обновление коснётся и энергохозяйства: обновят контактную сеть и построят две новые линии, для чего капитально отремонтируют три действующие тяговые подстанции и ещё три построят «с нуля».
Таким образом, портфель заказов опытной модели Синара-6254 уже насчитывает более 150 машин, а к концу выполнения этого крупного заказа группа «Синара» планирует приступить к реализации ещё нескольких концессионных проектов. Также, вероятно, техника будет участвовать в тендерах на поставку подвижного состава в другие города.
Опытный образец троллейбуса Синара-6254 обладает аккумуляторными батареями ёмкостью 93,6 кВт*ч, что позволяет ему проходить на автономном ходу без подключения к контактной сети до 80 км. Машина большого класса имеет длину 12,464 м, ширину 2,55 м и высоту по кузову 3,395 м (с опущенными токоприёмниками 3,65 м). Оборудованная 37 местами для сидения, полностью низкопольная машина может вмещать до 90 пассажиров. В салоне установлены анатомические кресла из антивандального пластика, покрытые тканью с тефлоновым покрытием.
Для входа и выхода пассажиров предусмотрены три двустворчатые двери шириной 1,4 м каждая. Также машина оборудована системой наклона пола на остановках (книлингом) и откидной аппарелью для маломобильных групп населения. Салон оборудован слотами для зарядки мобильных устройств (USB и Type-C), системами информирования, дополнительной подсветкой салона и климат-системами. Безопасность пассажиров и контроль за движением троллейбуса со стороны водителя обеспечивается системой видеокамер с HD-качеством изображения.
Как сообщает пресс-служба холдинга «СТМ», от аналогов машину отличает система управления электродвигателем, обеспечивающая максимальную общую энергоэффективность троллейбуса в среднем на 15% выше, чем у аналогов. Также на 15% выше площадь остекления, а уровень потолка в салоне выше на 80 мм, уровень шума снижен на 15%.
За «место под солнцем» «Синаре» предстоит «биться» с другими производителями троллейбусов, активно присутствующими на российском рынке — компаниями «Транс-Альфа», «Транспортные системы» и «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод». Имеет свою разработанную модель 5214 для выхода на рынок и компания «Алькор». Больше всего заказов в этом году у «Транс-Альфы»: помимо двухлетних контрактов на поставку для Санкт-Петербурга (166 «классических» и 23 сочленённых троллейбусов), предприятие уже поставило технику в Петрозаводск и работает над выполнением заказов для Альметьевска, Брянска и Ярославля. «Транспортные системы», чьи троллейбусы наиболее технологичные и дорогостоящие, после завершения прошлогодних поставок пока участвуют в тестовых обкатках техники в разных городах страны, а портфель заказов готовятся сформировать по осени, когда регионам станут доступны очередные транши федерального софинансирования транспортно-инфраструктурных проектов. УТТЗ, использующий для производства троллейбусов кузова белорусских МАЗов, начал исполнение контракта в Коврове, имея основным на этот год офсетный контракт на поставку троллейбусов для городов Башкортостана: Уфы и Стерлитамака.
Также российские города приобретают технику, выпущенную в Беларуси: троллейбусы производства «БКМ холдинг» уже вышли на работу в Волгограде и продолжают поставляться в Санкт-Петербург (контракт на поставку 97 машин с увеличенным автономным ходом рассчитан на 2022-2023 гг.). В Красноярске и Нижнем Новгороде планируют наладить совместное сборочное производство этих машин.
Ряды производителей автобусной техники новыми участниками не пополнились. Но и старым производителям пришлось вносить вынужденные новшества в конструкцию подвижного состава.
Так, 1 июня руководству Комитета по транспорту Казани представили низкопольный городской автобус МАЗ-203.047. Внешне он фактически неотличим от других МАЗов второго поколения. Но его особенность в производственной линейке завода в том, что в нём не используются комплектующие, произведенные в странах, поставки из которых сейчас затруднены. Они замещены агрегатами китайского производства. В частности, вместо традиционных для МАЗа поставщиков Voith, ZF или Allison, на машине установлена автоматическая коробка переключения передач Fast Gear F6A180R, а вместо двигателей концерна Mercedes-Benz серии OM установлен двигатель Weichai WP7 300E51. В оснащённой кондиционером машине 32 места для сидения, а расчётная полная вместимость — 101 человек.
Новую технику будут тестировать в Казани 1,5 месяца — четыре недели на маршрутах ПАТП № 2 (в том числе маршруты №№ 5, 18, 22, 31), две — на маршрутах КПАТП № 9. Отличить новый автобус традиционного для столицы Татарстана рубинового окраса можно по зелёным наклейкам, размещённым на боковых стёклах, сообщил интернет-портал Комитета по транспорту Казани.
Одна из популярных моделей автобусов большого класса, поставляемая во многие регионы страны — ЛиАЗ-5292, выпускаемая Ликинским автобусным заводом «Группы ГАЗ». Наиболее часто она в последние годы поставлялась в дизельном (ЛиАЗ-5292.65) или газомоторном (ЛиАЗ-5292.67) вариантах. Если двигатели на машину в последние годы уже ставились российские: дизельный ЯМЗ-53633 или газовый ЯМЗ-53624, то коробки передач использовались от ZF и Voith.
Первый автобус ЛиАЗ-5292 с обновлённой компонентной базой сошёл с конвейера ЛиАЗа 3 июня в присутствии представителей Правительства Московской области. Созданную пока в городской версии машину инженеры завода разработали в плотном контакте с областным Минтрансом и основным перевозчиком Подмосковья — АО «Мострансавто». Позднее будет создана и пригородная модификация автобуса, сообщило Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
О планах закрытия троллейбусного движения с 1 июля этого года объявила администрация Белгорода. С 1 апреля 2023 года планируется завершение работы троллейбусов в Костроме. В Белгороде за последние годы уже заметно обновили парк автобусами ЛиАЗ-529267. В Костроме к обновлению только готовятся, и впервые за несколько лет автобусы большого класса должны снова появиться на городских маршрутах.
Изменения вызваны растущими затратами перевозчиков на обслуживание техники и необходимостью повышения зарплат персонала
А в Нижнем Новгороде перенесли окончания поставки электробусов на 2025 году
В Екатеринбурге, Самаре и Казани обновляют вагоны с помощью капитального или текущего ремонта
Техника российского, белорусского и китайского производства приобретается как в рассрочку, так и в прямую собственность муниципалитетов и перевозчиков
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.