онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
Викимедиа / upload.wikimedia.org
Столичный «Мосгортранс» продолжит расширять парк автобусов с электрическими двигателями — электробусов. Первый крупный контракт с основным поставщиком техники уже заключён, на очереди — оформление ещё одной сделки. После прошлогоднего технологического «локдауна», производителям предстоит завершить полную перезагрузку технологических процессов: помимо крупных заказов для столицы, заводы должны быть готовы к выполнению заявок и для других городов. Новые закупки электробусов позволят столице в будущем году полностью компенсировать утрату ранее существовавшего парка подвижного состава троллейбусов.
Как сообщает сайт Московского транспорта, контракт с ПАО «КАМАЗ» заключён на поставку 1000 электробусов в 2023-2024 годах. Все они будут обладать батареями увеличенной ёмкости с запасом хода после подзарядки около 80 км и электрическими отопителями. В салонах электробусов будет применено адаптивное освещение, в течение суток меняющееся с холодного на тёплое и наоборот. Передний маршрутоуказатель у новой партии будет крупнее, чем в предыдущих поставках.
Прибытие новых электробусов позволит в 2023 году организовать работу на электротяге ещё 29 городских маршрутов.
В ближайших планах заключение контракта на ещё 200 электробусов с «Группой ГАЗ». Благодаря новым поставкам парк электробусов в Москве должен увеличиться с 1055 до 2255 машин. При этом, в отличие от «КАМАЗа», «Группа ГАЗ» может начать поставлять в столицу электробусы малого класса ГАЗель e-CITY: договорённость об этом была достигнута с «Мосгортрансом» в прошлом году в рамках BW Expo — 2022.
Аукцион на поставку крупной партии электробусов не публиковался на сайте ЕИС Закупки. Вероятно, заключение контракта произведено методом закупки у единственного поставщика. Такую возможность дали прошлогодние «антисанкционные» изменения в законодательстве. Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения, позволяющие регионам «для оперативного обеспечения нужд в условиях санкционного давления» до конца 2022 года осуществлять закупки у единственного поставщика без конкурсных процедур. Для этого должно быть соответствующее решение высшего исполнительного органа субъекта РФ. Таким методом уже приобретались новые трамваи для Нижнего Тагила и Владикавказа, заключены контракты на поставку троллейбусов для Рязани и Пензы. 28 декабря прошлого года действие новой нормы продлили до конца 2023 года. В поддержке Мэром Москвы проектов, связанных с развитием электробусов, пожалуй, сомневаться не приходится: в городе на базе «Мосгортранса» даже организовано совместное с «КАМАЗом» сборочное предприятие. В этом году в столичном районе Митино готовится открытие нового электробусного парка.
Тем не менее, некоторые детали электробусных сделок из ЕИС Закупки почерпнуть можно. Закупки стоимостью выше 1 млрд руб., в соответствии с законодательством, подлежали обязательному общественному обсуждению. Оно, в отличие от бурных обсуждений в 2018 году, осталось незамеченным для широкой публики. 21 февраля прошлого года ГУП «Мосгортранс» вынесло на общественное обсуждения две позиции из своего плана закупок. Обе они были посвящены поставке городских электробусов с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП «Мосгортранс». Начальная стоимость одного из контрактов 65,769 млрд руб.: из них в 2023 году планировалось потратить 22,484 млрд руб., в 2024 году — 15,969 млрд руб., а в последующие годы — 27,317 млрд руб. Параметры второй необъявленной закупки скромнее — начальная цена 18,56 млрд руб., финансовое обеспечение на 2022 год — 5,632 млрд руб., на 2023 год — 6,148 млрд руб., на 2024 год — 444 млн руб., на последующие годы — 6,336 млрд руб. К концу года от объявления закупок «Мосгортранс» был вынужден отказаться с формулировкой «возникновения иных обстоятельств, предвидеть которые при утверждении плана-графика было невозможно».
20 января этого года «Мосгортрансом» было объявлено новое общественное обсуждение закупки электробусов с начальной ценой 63,345 млрд руб. на поставку городских электробусов с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет. Наиболее вероятно, что именно этот проект закупки и лёг в основу заключённого с ПАО «КАМАЗ» контракта.
Тем временем реальные возможности отечественных производителей электробусов в изменившихся условиях остаются неизвестными. В прошлом году в России было выпущено всего 55 электробусов большого класса. В связи с изменением внешнеполитической обстановки производителям автобусов с электрическими двигателями пришлось существенно изменить компонентную базу, перезапуская её «с нуля». Планы поставок в Москву были изменены на более скромные: с нескольких сотен до нескольких десятков машин. А задержка с поставкой всего двух электробусов в Норильск при отсутствии у «Группы ГАЗ», производителя ЛиАЗ-6274, других аналогичных заказов, составляет уже более 10 месяцев. Тем не менее, Минтранс России объявил приём заявок от регионов на субсидирование им новых электробусов. Поэтому помимо 1200 электробусов для Москвы потенциальный объём их производства для обеспечения планов Волгограда, Краснодара, Курска, Перми, Ростова-на-Дону, Волгодонска, Таганрога должен вырасти ещё более чем на 100 единиц. Дача согласий регионами на внедрение инфраструктуры электробусов с ультрабыстрой зарядкой позволит им получить федеральное софинансирование капитальных грантов для реализации региональных концессионных трамвайных проектов.
ДОПОЛНЕНИЕ от 10:35 23.03.2023
Как уточняет ПАО «КАМАЗ», электробусы будут поступать, начиная с апреля 2023 года по декабрь 2024 года ежемесячно партиями по 50 машин.
В сентябре 2023 года Москва будет отмечать пятилетний мини-юбилей регулярной работы электробусов на городских маршрутах, а за несколько дней до этого — трёхлетие прекращения троллейбусного движения по всем ранее действовавшим маршрутам.
По прошествии нескольких лет можно сделать неутешительные выводы. Лишь в начале 2024 года, при благоприятном стечении обстоятельств, парк городского безрельсового электрического транспорта достигнет уровня начала «троллейбусного погрома». По официальной статистике, в конце 2015 года в Москве было 1526 пассажирских троллейбусов, а в конце 2011 года и вовсе 1631. Преждевременная ликвидация троллейбусного сообщения, опережающая темпы развёртывания электробусной инфраструктуры, ухудшила экологическую обстановку в городе и на несколько лет отбросила Москву на более низкий уровень электрификации городских маршрутов общественного транспорта, в том числе магистральных. 600-й электробус был получен ГУП «Мосгортранс» только к концу 2020 года.
Остаточный ресурс бывших столичных троллейбусов до сих пор позволяет эксплуатировать сотни их в других городах, которым они были подарены Правительством Москвы. В то же время десятки троллейбусов на новых местах так и не были введены в эксплуатацию: даже «подъёмочный» ремонт «бесплатной» техники оказался не по карману новым владельцам. В целом, раздача столичных подарков в течение нескольких лет оказывала негативное влияние на объёмы производства новых троллейбусов. Только в 2022 году, когда запас отставленных от работы московских троллейбусов иссяк, в регионах наметился рост спроса на новую технику. Отложенные потребности в обновлении подвижного состава при этом привели к тому, что уже в начало 2023 года троллейбусные заводы вошли с портфелями заказов, превышающими их производственную программу 2022 года. При этом новые заказы продолжают добавляться: в этом году закупку троллейбусов уже объявляли в Альметьевске, Волгограде, Казани, Хабаровске и Екатеринбурге.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
В Костроме отменили часть временных полос, а в Челябинске усилили контроль за «выделенками» и готовят новые участки
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.