Новые троллейбусные линии строят в Новокузнецке, Омске и Челябинске

  • Павел Яблоков
    25 февраля 2025 г. — 12:30
    87
    Иллюстрация: 

    Строительство новых троллейбусных линий в начале 2025 года ведётся в трёх российских регионах. Изменения маршрутов в Новокузнецке, Омске и Челябинске можно ожидать уже в наступившем сезоне. Несмотря на развитие технологий автономного хода, у каждого из городов есть свои причины прокладывать новую контактную сеть.

    В Новокузнецке Новоильинский район находится слишком далеко от существующей троллейбусной сети, чтобы автономный ход троллейбусов позволял им эффективно решать транспортные проблемы связи района-новостройки с центром города. Но новые троллейбусные провода не будут соединены с основной сетью: для подзарядки троллейбусов будет проложена относительно короткая внутрирайонная кольцевая линия.

    В Челябинске выбрали комбинированный подход к обновлению подвижного состава и троллейбусной сети. Наряду с использованием автономного хода в парке останутся и современные троллейбусы с «аварийным» автономным ходом, для которых строятся две новые линии.

    В Омске, несмотря на солидное обновление троллейбусного парка, вся новая техника закупалась только в «классическом» исполнении, поэтому в районы ново застройки на Левобережье тянут полноценную контактную сеть.

    Новокузнецк

    В Новокузнецке с декабря 2024 года идёт строительство троллейбусной линии в Новоильинском районе. Её особенностью будет отсутствие соединения с основной троллейбусной сетью города. Для кольцевой троллейбусной линии протяжённостью 5,5 км, проходящей от Бызовского шоссе по проспектам Запсибовцев, Авиаторов и Мира, а также улице Косыгина, будет установлено 220 опор контактной сети и установят модульную тяговую подстанцию, а по трассе маршрута предусмотрена установка новых остановочных павильонов.

    Строительство троллейбусной линии стоимостью 374 млн руб. финансируется из федерального бюджета в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экологическое благополучие» под патронажем Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

    Как сообщил Telegram-канал «Общественный транспорт Новокузнецка», подрядчик обустроил строительный городок и завёз необходимые материалы для первого этапа работ — фундаменты под опоры, кабельную продукцию и пластиковые трубы для прокладки кабелей. Уже методом горизонтального бурения сформированы подземные траншеи для укладки питающего кабеля. В ходе работ не пришлось вскрывать асфальт на Косыгина и Мира.

    Монтаж опор контактной сети планируется начать в марте, а завершить все строительные работы на объекте хотят к началу лета.

    Строящаяся троллейбусная линия находится почти в 9 км от ближайшей к нему точки конечной остановки маршрутов №№ 1 и 5 «Ярославская» на ул. 40 лет ВЛКСМ в Заводском районе.

    Новая контактная сеть позволит продлить маршрут троллейбуса № 1А по проспектам Мира Авиаторов и Запсибовцев, а также организовать работу внутрирайонного троллейбусного маршрута.

    В 2019 году МТТП тестировало маршрут в Новоильинский район с помощью первых полученных городом машин с увеличенным автономным ходом. После этого было подготовлено обоснование строительства автономной поддерживающей контактной сети в Новоильинском районе, не связанной с остальной сетью.

    С 1 августа 2024 года открыт троллейбусный маршрут № 1А «Октябрьский просп. — ТЦ Лента» уже проходит по части проспекта Запсибовцев и улице Косыгина. Однако в связи с отсутствием контактной сети в Новоильинском районе троллейбусы совершают столь длинные рейсы с участком автономного хода более 22 км (между Ярославской улицей и ТЦ «Лента» в обоих направлениях) только в утренние и вечерние часы пик 10 раз в сутки.

    Омск

    Крупное строительство троллейбусных линий ведётся в Омске на Левобережье.

    Оно предусматривает возведение 10,6 км линий:

    • линию от пересечения улицы Лукашевича с улицами Дианова и Ватутина по улицам Лукашевича, Волгоградской и Дергачёва до микрорайона Зелёная Река;
    • линию по бульвару Архитекторов от улицы Ватутина до СТЦ «МЕГА»;
    • линию от улицы 70 лет Октября по бульвару Архитекторов, улице Крупской и улице Перелёта до проспекта Комарова;
    • одностороннюю линию по проспекту Комарова от улицы Перелёта до улицы Лукашевича;
    • одностороннюю линию по улице Крупской от улицы Перелёта до улицы Лукашевича;
    • строительство двух тяговых подстанций;
    • организацию новых диспетчерских пунктов в ТЦ «Мега» и микрорайоне Зелёная Река;
    • возобновление работы троллейбусного депо № 2 на улице Ватутина.

    Односторонняя линия по проспекту Комарова, встречная к ранее существовавшей по направлению от улицы Лукашевича к улице Перелёта, с 30 ноября 2024 года уж введена в работу: по ней запущено движение троллейбусов маршрута № 16.

    Реконструкция бульвара Архитекторов с закрытием движения всех видов транспорта н участке от ТЦ «Мега» до проспекта Комарова продолжается. Открытие движения здесь планируется в конце года. На участке между проспектом Комарова и улицей 70 лет Октября ранее существовавшая контактная сеть смонтирована заново по новым проезжим частям, открывшимся в прошлом году.

    Контактная сеть на участке бульвара Архитекторов между улицей Ватутина и проспектом Комарова и на прилегающем участке улицы Ватутина между троллейбусным депо № 2 и бульваром Архитекторов временно демонтирована.

    Линия до микрорайона Зелёная река практически полностью построена, за исключением участка в районе поворота с Волгоградской улицы на улицу Дергачёва. Строительство самого микрорайона пока продолжается. В районе кругового пересечения улицы Дергачёва и Верхнеднепровской улицы построена отстойная площадка с обгонной линией.

    По улице Крупской контактная сеть смонтирована на обоих участках, как и на улице Перелёта. Тестовый запуск построенных и пока упирающихся «в никуда» участков троллейбусных линий с подключением питания от двух новых тяговых подстанций прошёл в прошлом году.

    Реконструкция троллейбусного депо № 2 также затягивается. Поле смены подрядчика новый проект реконструкции прошёл госэкспертизу лишь в конце прошлого года.

    Запуск всех новых троллейбусных линий позволит открыть три новых маршрута для облуживания новостроек Левобережья.

    • № 5 «ТЦ Мега — пос. Юбилейный»;
    • № 7М «Железнодорожный вокзал — микрорайон Зелёная река»;
    • № 10 «ТЦ Мега — завод имени Попова».

    Инфраструктурный кредит на развитие инфраструктуры Левого берега был одобрен Омской области в 2021 году. Первоначально планировалось все работы по развитию сети завершить до конца 2023 года, затем сроки переехали на конец 2024 года.

    Но и до конца 2025 года все планы реализовать не удастся. С 30 ноября 2024 года началась реконструкция моста имени 60-летия Октября, с которого временно убрана контактная сеть. Завершение работ запланировано на ноябрь 2026 года. Именно через этот мост должны пройти маршруты №№ 5 и 10. Поэтому в 2025 году пассажиры могут получить только один новый маршрут № 7М, пересекающий Иртыш по уже отремонтированному Ленинградскому мосту, как и действующие маршруты №№ 7 и 16. Впрочем, при готовности инфраструктуры не исключается и запуск маршрутов №№ 5 и 10 по временным трассам в обход моста имени 60-летия Октября.

    Челябинск

    В Челябинске полная модернизация троллейбусной сети ведётся в рамках концессионного проекта «Челябинский троллейбус». Столица Южного Урала — единственный в стране город, где троллейбусы стали предметом концессии, хотя проработка этого вопроса велась на разных уровнях в Калуге и Нижнем Новгороде.

    Уже построено новое троллейбусное депо № 1 на Артиллерийской улице, а на реконструированной части троллейбусной сети работают 59 новых троллейбусы Синара-6254 по четырём маршрутам. Для соединения троллейбусного депо № 1 с действующей сетью линий построена небольшая служебная линия.

    На 2025 год намечено окончание инвестиционной фазы проекта. Предстоит открыть после реконструкции депо № 2, завершить обновление контактной сети, включая замену опор, проводов и спецчастей, а также необходимое благоустройство, обновление существующих и строительство новых тяговых подстанций.

    Хотя маршрутная сеть троллейбуса будет расширена за счёт участков автономного хода, проект «Челябинский троллейбус» предусматривает и строительство двух новых троллейбусных линий. Диверсифицирована и закупка подвижного состава: из 168 троллейбусов Синара-6254 98 будут иметь увеличенный автономный ход, а 70 — только аварийный.

    На пересечении Рязанской и Шершнёвской улиц уже появилась новая тяговая подстанция, которая в дальнейшем станет источником питания для нового участка контактной сети от перекрёстка Комсомольского проспекта и улицы Чичерина по улицам Чичерина, Салавата Юлаева и Рязанской до нового разворотного кольца. Сюда планируется продлить троллейбусные маршруты №№ 12 и 17. На будущей троллейбусной линии уже установлены практически все опоры контактной сети. По состоянию на конец февраля монтаж контактной сети не начался.

    Вторая новая линия строится от улицы Блюхера по улице Кузнецова до перекрёстка с Трактовой улицей, где расположится конечная «Красный мост». Здесь в будущем будут заканчиваться трассы троллейбусных маршрутов №№ 7 и 21. Установка опор контактной сети на этом участке пока не началось.

    В направлении улицы Мамина троллейбусы маршрута № 19 уже следуют на автономном ходу. Продление маршрута № 17 от железнодорожного вокзала в Дзержинский район и возобновление маршрута № 26 с продление к до ЖК «Ньютон» запланировано с участками автономного хода.

    Перспективная маршрутная сеть Челябинского троллейбуса. Источник: сайт «Челябинский троллейбус»

    В конце декабря 2024 года небольшая новая троллейбусная линия открылась в Казани. Также новые троллейбусные линии в 2024 году появились в Петрозаводске и Пензе. Кроме этого, для испытаний троллейбусов построена троллейбусная сеть в Нефтекамске. Проектированием новой троллейбусной линии в прошлом году занимались в Рязани. Ранее были разработаны проекты строительства новых линий в Барнауле и Чите, но строительство этих объектов ещё не начиналось. Формально в столице Забайкальского края работы по титулу «строительство троллейбусной линии "Троллейбусное депо — КСК"» начались в конце прошлого года, однако пока они затронули лишь этап, связанный с сооружением автодорожного путепровода через железную дорогу. Новая небольшая линия для изменения маршрута № 5А может появиться в этом сезоне и в Саратове. Однако пока никакие строительные работы не начаты, а о проекте прокладки контактной сети по улицам Серова и 2-й Садовой и Серова вспоминают каждый сезон с 2021 года.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: