Представители регионов поделятся опытом транспортных реформ на конференции в Петербурге

  • Павел Яблоков
    1 июня 2023 г. — 16:15
    445
    Иллюстрация: 

    Администрация Новокузнецка / ВКонтакте

    С 7 по 9 июня 2023 года в Санкт-Петербурге пройдёт VIII ежегодная научно-практическая Конференция транспортных инженеров. По уже сложившейся традиции TR.ruТранспорт в России выступает информационным партнёром мероприятия. Темой этого года стали транспортные реформы и изменения в транспортных системах городов. Ей посвящены многие публикации нашего издания, затрагивающие события во многих регионах страны.

    Представители регионов, успешно проводящих транспортные реформы, будут спикерами трёх тематических сессий конференции. Среди них — участники из Курской и Челябинской областей, Брянска, Воронежа, Москвы, Новокузнецка, Перми, Сочи, Южно-Сахалинска. Процесс транспортных изменений продолжается в городах и в эти дни. Так, в Новокузнецке с 1 июня трамвайные маршруты продлены до нового кольца на Привокзальной площади. А в Казани 1 июня открыта новая троллейбусная линия.

    Представители регионов — на конференции

    В первый день конференции, 7 июня, представители регионов вместе с другими участниками конференции ответят на вопросы аудитории, касающиеся ресурсов для изменений: где найти финансирование, как подготовить команду и найти поддержку, в том числе будут освещены следующие темы:

    • Концессионные соглашения и государственные программы;
    • Формирование проектной команды;
    • Публичность изменений, медиаподдержка, коммуникация;
    • Взаимодействие с участниками транспортного процесса;
    • Недовольство и противодействие.

    Чуть позже в этот же день обсудят примеры успешных и неудачных преобразований в городах. Участники дискуссии обсудят, с какими проблемами столкнулись и каких результатов смогли достичь.

    Формат сессии: поиск положительных и неудачных решений.

    Во второй день конференции, 8 июня, будет демонстрироваться и обсуждаться опыт регионов по внедрению инновационных решений, примеры организации дорожного движения для повышения эффективности работы общественного транспорта. Будут освещены темы:

    • Пилотные проекты;
    • Создание условий для развития решений после внедрения;
    • Соответствие решений установленным показателям.

    В Москве первые маршруты по брутто-контрактам начали работать ещё в 2015 году, а в 2016 году практически все городские «маршрутки» были заменены новыми автобусами, работающими по регулируемым тарифам на основании брутто-контрактов. В 2021 году при переходе на работу на следующие многолетние контракты скорректирована маршрутная сеть. Также Москва пробудила у других городов и федеральных структур моду на магистральные маршруты. Маршрутная сеть «Магистраль» начала работу осенью 2016 года в центральных районах города, а в конце 2021 года маршрутная реформа была проведена в южных и юго-западных районах столицы России. В процессе многолетних преобразований инфраструктуры (запуск выделенных полос, реорганизация дорожного движения) и системы оплаты (бесплатные пересадки, новое тарифное меню и т. д.) практически полностью ликвидировано троллейбусное движение. Город остаётся лидером страны по количеству работающих автобусов с электрическими двигателями (электробусов) и намерен получить ещё 1200 электробусов в ближайшие два года.

    Пермь в прошлом году заняла первое место в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта (Москва и Санкт-Петербург в нём оценивались вне зачёта). В столице Прикамья продолжают обустраивать выделенные полосы для общественного транспорта. Количество магистральных маршрутов здесь уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу. Троллейбусы в городе завершили работу в 2019 году, а в нынешнем сезоне должны появиться первые постоянные электробусы. В прошлом году было заключено концессионное соглашение для модернизации трамвайной сети, а в этом году уже началась реконструкция первых участков.

    Второе место в 2022 году в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта занял Новокузнецк, где действуют самые долгосрочные брутто-контракты в стране (на 10 лет), обновляется подвижной состав и инфраструктура электротранспорта и готовится строительство новых линий.

    Нынешние лидеры рейтинга не всегда были на столь высоких позициях: их нынешний результат следствие многолетних поэтапных изменений. Другие города, последовательно проводящие транспортные изменения, будут постепенно повышать свои позиции. В Брянске большое внимание обратили на инфраструктуру электротранспорта. Маршрутная сеть тоже реформируется, но без ресурсного обеспечения в виде не только новых троллейбусов, но и комплексной реконструкции депо, контактной сети, кабельных линий и тяговых подстанций отдавать приоритет троллейбусному движению было бы бессмысленно.

    Инфраструктурные преобразования положены в основу будущей транспортной реформы Воронежа, где в основе маршрутной сети планируют выделенные коридоры для безрельсовых видов транспорта автобусов и троллейбусов. Метробус позиционируется не как вид транспорта, а как способ организации перевозок.

    В Курске реализуется транспортная реформа с поэтапным переводом работы маршрутов на брутто-контракты и с сокращением количества маршрутов. Передано в концессию трамвайное хозяйство города и уже началась реконструкция первых участков. Завершить этот год планируется запуском маршрута электробусов.

    На несколько лет рассчитаны преобразования в Челябинске, где развитие должен получить электротранспорт. Троллейбусная сеть передана в концессию и уже обновляется, а трамвайная будет расширена за счёт реализации проекта «Челябинский метротрамвай» с интеграцией недостроенного метрополитена в трамвайную сеть и строительства новых участков. Постепенно видоизменяется и маршрутная сеть города, а перевозчики начинают переходить на работу по брутто-контрактам. В 2022 году внедрено новое тарифное меню. Продолжается обустройство выделенных полос для автобусов и троллейбусов, а также реконструкция и обособление путей для трамваев.

    В Южно-Сахалинске обновляют подвижной состав и оптимизировали маршрутную сеть. От запуска первого в истории города электрического транспорта — электробусов — отказались. Для городских перевозок активнее стали использовать возможности железной дороги, оборудовали транспортно-пересадочные узлы и готовятся запускать ещё один рельсовый маршрут.

    В Сочи в конце прошлого года получили новые газомоторные автобусы, приобрели первый электробус, а в этом году открыли специализированный маршрут для его работы. В этом году снижены тарифы на части маршрутов электричек.

    Ежегодная конференция проходит в Санкт-Петербурге, который тоже реформирует свою транспортную систему. В прошлом году здесь в несколько этапов от «маршруток» перешли к автобусам, работающим по брутто-контрактам. Изменениям подверглись тарифы и сама система оплаты проезда. Продолжает развиваться трамвайное сообщение: модернизируется существующая инфраструктура и начато строительство трамвайной сети «Славянка». «Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс» испытывают новинки подвижного состава. Кроме этого, город готовится к строительству первого электробусного парка.

    Новинки маршрутов электротранспорта с 1 июня

    Казанское МУП «Метроэлектротранс» сообщило, что с 1 июня в связи со строительством транспортной развязке на Горьковском шоссе изменена трасса движения троллейбусного маршрута № 1 «Горьковское шоссе — Роддом». При следовании от остановки «Горьковское шоссе» движение организовано по улице Восстания по ранее существовавшей служебной линии, затем по улице Кулахметова, где этой весной специально проложили новую контактную сеть длиной 1,6 км, и далее с выездом на улицу Болотникова с продолжением движения по прежнему маршруту. С 1 июня для пассажиров введены новые троллейбусные остановки «ПО Тасма», «Разъезд Восстания», «Аптека № 293», «Ул. Сабан», «Школа № 70», а остановка «Светлая ул.» на улице Болотникова отменена.

    Пока изменение объявлено временным до завершения строительных работ. Однако в 2021 году так же во временном статусе была построена кольцевая линия на юге города вокруг Деревни Универсиады. После завершения локальных строительных работ прежнюю трассу движения маршрута № 8 возобновлять не стали, а временный объезд, увеличивший охват городских территорий электротранспортом, стал постоянным. В этом году Казань станет первом городом, в котором начнут работать серийные белорусские троллейбусы новой модели МАЗ-303Т20.

    В Новокузнецке с 1 июня открыто новое трамвайное кольцо на Привокзальной площади. Его строительство велось этой весной. С первого дня лета трассы трамвайных маршрутов № 5 «КМК — Транспортная», № 6 «Собор Рождества Христова — Транспортная» и № 8 «Собор Рождества Христова — Транспортная», продлены от конечной «Транспортная» до новой конечной остановки «Вокзал», а само кольцо «Транспортная» осталось в качестве резервного. С учётом предполагаемого роста пассажиропотока выпуск вагонов на маршрут № 5 увеличен в будни с четырёх до шести, а в выходные дни с двух до трёх вагонов, также сокращены интервалы движения на маршрутах №№ 6 и 8. Трамваи покинули Привокзальную площадь более трёх лет назад в связи с демонтажом линии на просп. Металлургов. От кольца «Транспортная» до Привокзальной площади остался участок путей длиной 700 м с контактной сетью, обрывающийся у начала просп. Металлургов.

    Актуальная программа VIII ежегодной научно-практической Конференция транспортных инженеров размещена на специализированном сайте.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.