В нескольких регионах технику тестируют перед закупкой
Новые и уже поработавшие на маршрутах трамваи готовятся к путешествиям по стране к местам своей работы. Усть-Катавский вагоностроительный завод планирует в ближайшие месяцы построить более 140 трамвайных вагонов и отправить их в восемь городов страны. В планах старейшего действующего российского производителя трамваев — поставки в Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Магнитогорск, Санкт-Петербург, Хабаровск, Челябинск и Ярославль. Несмотря на то, что в некоторых регионах закупку техники ещё не объявляли, вагоностроители уже готовятся к транспортировке своей продукции традиционным способом — автотрейлерами. Уже объявлен поиск грузоперевозчика, которому предстоит начиная с этой осени до конца лета 2025 года перевезти 132 трамвайных вагона — как односекционных, так и трёхсекционных.
Тем временем в Уфе не могут доставить в город уже подаренные Правительством Москвы трёхсекционные вагоны модели 71-414 польско-российского производства. Оба победителя предыдущего аукциона уклонились от заключения договора, из-за чего поиск компании-транспортировщика трамваев пришлось объявлять заново, а сроки доставки — сместить на два месяца до конца осени.
19 августа АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» (УКВЗ) объявило конкурс на оказание услуг по перевозке трамвайных вагонов автомобильным транспортом с начальной ценой 46,4825 млн руб. Заявки от претендентов принимались до 29 августа, а 2 сентября был определён победитель (его имя в аукционной документации не указывается). Договор с перевозчиком техники планируют заключить не ранее 10 и не позднее 20 дней после официального размещения протокола с подведением итога закупки.
Всего с завода, расположенного на Заводской улице в городе Усть-Катаве Челябинской области, предполагается отправить 142 трейлера с трамвайными вагонами в восемь городов: Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Магнитогорск, Санкт-Петербург, Хабаровск, Челябинск и Ярославль. Срок поставки — с сентября 2024 года по август 2025 года. В зависимости от расстояния между Усть-Катавом и городами-получателями трамваев стоимость перевозки вагонов различается. Наиболее низкая цена доставки в Челябинск — 150 тыс. руб. за каждую единицу техники. Наиболее дорогостоящая отправка — для Хабаровска: расчётная стоимость 1,1325 млн. руб. за вагон. Сроки доставки техники с территории завода рассчитаны из суточного пробега в 600 км. Грузоперевозчик должен иметь возможность представить одновременно не менее шести машин. При этом среди перевозимых трамваев указываются не только односекционные низкопольные модели 71-628, но и трёхсекционные модели 71-639 «Кастор»: для перевозки последних, по расчётам УКВЗ, потребуется сразу два полуприцепа. Перевозка трехсекционных вагонов планируется в города Санкт-Петербург и Екатеринбург. Впрочем, часть городов может получать и вагоны серии 71-623 с частично низким уровнем пола: по внешним габаритам они практически идентичны 71-628.
Крупнейший город Урала как раз и является наиболее вероятным адресатом «длинных» вагонов: сейчас единственный выпущенный вагон модели 71-639 «Кастор» проходит испытания в Екатеринбурге.
В качестве варианта дальнейшего обновления трамвайного хозяйства Екатеринбурга в этом году местным руководством озвучивалось заключение концессионного соглашения, предусматривающего приобретение 80 трамваев, в том числе 60 трёхсекционных и 20 двухсекционных.
УКВЗ планирует отправить в Екатеринбург 10 тралов (стоимость отправки одной единицы 166,25 тыс. руб.). Согласно разъяснениям АО «УКВЗ» к аукционной документации, в город планируется отправить пять трёхсекционных вагонов 71-639 «Кастор» двумя тралами.
В Краснодар по концессионному проекту, реализуемому ООО «Синара — ГТР Краснодар», в этом году поставлена партия из 20 трамвайных вагонов: последний вагон прибыл в столицу Кубани 27 августа. При этом ранее городским Департаментом транспорта уже объявлено, что всего за 2024 год местные трамвайные депо МУП «КТТУ» пополнятся на 40 вагонов: ещё 20 трамваев анонсировались от другого производителя. BKM Holding даже изготовил пробный трамвай для Краснодара.
Судя по планам транспортировки продукции УКВЗ, оставшиеся 20 вагонов этого года поставки тоже будут произведены в Челябинской области. Стоимость доставки одного вагона — 432,5 тыс. руб. В то же время планы обновления вагонного парка Краснодара, как и тендер УКВЗ по транспортировке вагонов, рассчитаны и на будущий 2025 год: всего в столицу Кубани в рамках концессионного проекта предусмотрено поставить 90 односекционных и 10 трёхсекционных трамвайных вагонов. При этом начиная с 2025 году «Группа Синара» планирует развернуть на площадке в Екатеринбурге собственное производство трамваев: односекционной модели 71-212 и трёхсекционной 71-233.
В Красноярске расторгли концессионное соглашение с ООО «Мовиста Регионы Красноярск» по развитию трамвайной сети. Строительство новой линии отложено в долгий ящик, но модернизация существующей сети и обновление вагонного парка остались в актуальной повестке городской администрации.
В Красноярск УКВЗ рассчитывает отправить 10 вагонов (транспортировка каждого — 491,25 тыс. руб.).
В 2021 году для Красноярска приобретены 25 трамвайных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок», позволившие обновить больше трети подвижного состава трамвайного депо.
В прошлом году УКВЗ готовился к отправке 25 вагонов производства УКВЗ до конца 2024 года, что позволило бы практически полностью отказаться от использования в столице Красноярского края трамваев, выпущенных ещё в советское время. Но пока городом была объявлена закупка только одного трамвая. Поставщиком вагона модели 71-628М стал УКВЗ, выполнивший заказ в феврале 2024 года.
За последние несколько лет магнитогорцы получили 69 вагонов семейства 71-623 с низким полом в средней части кузова, а осенью прошлого года АО «УКВЗ» подписало с Управлением транспорта и коммунального хозяйства администрации Магнитогорска и исполнило контракт на поставку двух первых для города полностью низкопольных трамвайных вагонов модели 71-628-01. До конца 2024 года УКВЗ планировал доставить в Магнитогорск ещё 10 вагонов.
В новом тендере предусмотрена доставка шести вагонов (157,5 тыс. руб./ед.). Ровно столько суммарно должно быть поставлено в город до 10 декабря этого года по трём закупкам, проведённым в минувшем мае.
На долю Санкт-Петербурга в прошлогодних планах УКВЗ отведено 50 вагонов (доставка каждого — 560 тыс. руб.), при этом в конце 2023 года было поставлено 14 законтрактованных с петербургским «Горэлектротрансом» вагонов модели 71-628-02 (остальные 10 прибыли в 2023 году). Других закупок односекционных вагонов городом не объявлялось.
В новых планах УКВЗ рассчитывает поставить в Северную столицу 10 тралов (418,75 тыс. руб./ед). Согласно разъяснениям АО «УКВЗ» к аукционной документации, в город планируется отправить пять трёхсекционных вагонов 71-639 «Кастор» двумя тралами.
В Хабаровск до августа 2025 года по новым планам УКВЗ планируется отправить 10 вагонов (1,1325 млн руб./ед). Ещё в мае прошлого года мэр города сообщал о поданной заявке на приобретение 20 трамваев, однако в 2024 году удалось закупить только 10. Такая же цифра фигурировала и в транспортировочных планах УКВЗ на 2024 год. Отправка вагонов на Дальний Восток из Усть-Катава уже началась.
Больше всего трамваев в озвученных планах УКВЗ планирует отправить в Челябинск — 56 единиц. Это большая часть прошлогоднего транспортного плана за вычетом четырёх вагонов, завершивших поставку в 2024 году по двухлетнему контракту на 11 новых полностью низкопольных односекционных вагонов. Доставка каждого трамвая оценена в 150 тыс. руб.
23 января этого года миндортрансом Челябинской области с АО «УКВЗ» подписаны контракты на поставку 30 частично низкопольных вагонов модели 71-623-04 и 25 полностью низкопольных вагонов модели 71-628. 16 февраля подписано дополнительное соглашение, увеличивающее количество закупленных вагонов модели 71-628 до 26 единиц. Поставка всех 56 вагонов запланирована до 1 декабря 2024 года.
Ранее в конце 2022 года были подписаны и в последующем исполнены контракты на поставку в 2023 году 41 и 33 трамваев модели 71-628-01.
В Ярославле по концессионному соглашению с ООО «Мовиста Регионы Ярославль» планируется модернизировать всю трамвайную сеть и приобрести 47 односекционных низкопольных трамваев. В конце 2023 года уже поставлен один трамвайный вагон модели 71-628-02, а в первой половине 2024 года — ещё 26. Оставшиеся 20 трамваев ждут в 2025 году.
Именно они и отражены в плане АО «УКВЗ». Расчётная стоимость доставки каждого из 20 вагонов в Ярославль — 432,5 тыс руб.
Столица Башкортостана идёт своим путём обновления трамвайного парка. Городу eдалось заручиться поддержкой Правительства Москвы для безвозмездного получения 69 трёхсекционных трамвайных вагонов модели 71-414 длиной 26,3 м, в конце прошлого года отставленных «Московским метрополитеном» от работы. Однако даже доставка подарка обернулась проблемами.
Перевозчика для первых 20 вагонов определили минувшим летом. Их требовалось доставить на площадку № 1 трамвайного депо им. С.И. Зорина на бульв. Хадии Давлетшиной до 1 октября этого года. Но отправка первого вагон состоялась ещё раньше в июле, и чуть позже прибыли ещё два вагона. 22 августа первый поступивший из столицы трамвай совершил обкатку по одному из самых загруженных городских маршрутов № 5.
В то же время 29 июля зарегистрированное в Белгороде ООО «Особенная Транспортная Компания», победившее в аукционе и снизившее цену за перевозку груза с 11,733 до 7,099 млн руб., было признано уклонившимся от заключения договора. А 2 августа был признан уклонившимся от заключения договора и второй победитель — ООО «Парус» из Кирова, предложившее 7,157 млн руб. После этого МУП УИТ вынуждено было начатьпоиск претендентов сначала.
27 августа МУП УИТ объявило аукцион с начальной ценой 11,7 млн руб. на оказание услуг по транспортировке из Москвы в Уфу всё той же партии из 20 вагонов модели 71-414. На этот раз их необходимо привезти не позднее 30 ноября этого года.
В конце прошлого года Усть-Катавский вагоностроительный завод готовил поставку 220 вагонов в 10 городов страны — Коломну, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Новокузнецк, Санкт-Петербург, Томск, Хабаровск, Челябинск и Ярославль. Планы по Коломне не реализовались, зато внепланово возник заказ для Краснодара.
ДОПОЛНЕНИЕ от 09:54 13.09.2024:
В материале уточнена информация по общему количеству вагонов, поставляемых в города, а также по вагонам, поставляемым в Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В нескольких регионах технику тестируют перед закупкой
Вынужденная индексация стоимости поездок произошла также в Салехарде, Новороссийске, Ульяновске и населённых пунктах Псковщины
С 15 декабря открываются новые беспересадочные рейсы и увеличивается частота по популярным маршрутам
Свыше 130 остановочных пунктов сменили «километровые» имена на привязку к местным географическим объектам.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.