В РУДН провели ситуационный анализ перспектив транспортного коридора «Север — Юг»
По итогам двух первых аукционов на поставку 200 электробусов и 62 зарядных станций для Москвы определить явного фаворита не удалось. Два участника сделали одинаковые предложения, и организаторы приняли компромиссное решение – признать каждого победителем одного из тендеров. Уже этим летом серийная техника от ООО «Русские автобусы – Группы ГАЗ» и ПАО «КамАЗ» должна начать поступать в столицу.
Долго готовившийся финал двух аукционов, который неоднократно откладывался из-за внесения изменений в техническое задание, в итоге прошёл как по написанному сценарию.
Сложно представить, что при начальной цене контракта в несколько миллиардов генератор случайных чисел подсказал бы участникам одинаковую стоимость понижения их собственных предложений, но в итоге они совпали с точностью до копейки. Если «Мосгортранс» по каждому из двух аукционов №№ 0173200001417001533 и 0173200001417001534 был готов потратить на закупку 100 электробусов и 31 зарядной станции 6 млрд 379 млн 326 887,52 руб., то все предложения от ООО «Русские автобусы – Группы ГАЗ» и ПАО «КамАЗ» содержали сумму в 6 млрд 347 млн 326887,52 руб. – ровно на 32 миллиона меньше.
С оригинальными ценовыми предложениями выступил только третий участник обоих аукционов – ОАО «Управляющая компания холдинга "Белкоммунмаш"», оставив неизменной начальную цену контракта для аукциона № 0173200001417001533 и сделав более низкое, чем у конкурентов, предложение по аукциону № 0173200001417001534 – 6 млрд 315 млн 430 253,52 руб. Однако этот претендент не был допущен к проведению финального этапа.
По аукциону № 0173200001417001533 порядковый номер 1 был присвоен заявке от ПАО «КамАЗ», а по аукциону № 0173200001417001534 – ООО «Русские автобусы – Группы ГАЗ». Они и были признаны победителями этих тендеров. Теперь двум автомобильным холдингам волей-неволей предстоит работать в тандеме. Их продукция будет базироваться на одной эксплуатационной площадке «Мосгортранса» – троллейбусном парке филиала «Северо-Восточный» на улице Бочкова.
Будут вместе встречаться электробусы из разных партий и в городе на конечных станциях. А кульминацией дружбы двух поставщиков должен стать маршрут № 36 «ВДНХ (южн.) – Вагоноремонтная ул. (Дмитровское шоссе, 155)». Поскольку необходимые компоненты для его работы были разбросаны по разным аукционам, то теперь электробусы и зарядные станции на конечных остановках к нему должна поставить «Группа ГАЗ», а резервные зарядные станции на промежуточной остановке «7-й автобусный парк» – «КамАЗ».
Ранее «Белкоммунмаш» наряду с одним из победителей – «КамАЗом» и не проявившимся на торгах «НАМИбусом» – участвовал в формировании начальной цены лотов – заводы отвечали на запросы коммерческих предложений от «Мосгортранса».
Для обоих производителей, отобранных «Мосгортрансом», партия в 100 электробусов, которые нужно менее чем за год поставить в Москву, значительно превосходит число уже произведённых экземпляров этого вида транспорта.
Входящий в «Группу ГАЗ» Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) выпустил три электробуса на базе модели ЛиАЗ-5292. Самый первый образец проходил испытания в Москве и вернулся на завод. Следующая доработанная машина, получившая обозначение ЛиАЗ-6274В, тоже проходила испытания в Москве – в том числе с пассажирами на маршруте № м2, а затем уехала на постоянное место работы в Тюмень, став первым купленным российским электробусом классов OC/ONC (с питанием от зарядных станций). Третья машина была презентована в феврале 2018 года на заводе ЛиАЗ и в апреле получила сертификационные документы. Предположительно, она является прототипом для всей московской партии и первой из сотни прибудет в расположение «Мосгортранса» в июле этого года.
КамАЗ в 2015 году выпустил автобус малого класса КамАЗ-2257Э, демонстрировавшийся на разных выставках, а с апреля 2017 года получивший постоянную работу в «татарстанском Сколкове» – городе Иннополисе на единственном локальном маршруте.
В «большом классе» заводом изготовлено четыре электробуса КамАЗ-6282 на базе модели НефАЗ-5299. Самый первый из них испытывали в Московской области, Москве, Санкт-Петербурге и Липецке, и сейчас он находится в «отставке», передав эстафету машинам следующего поколения. Второй электробус, конструкция которого была доработана по результатам работы «пилотной» машины в Сколкове, поступил на испытания в Одинцовский филиал подмосковного ГУП МО «Мострансавто» на всё тот же маршрут, соединяющий Сколково со станцией метро «Славянский бульвар». После нескольких месяцев затишья, с 28 апреля 2018 года образец работает на другом конце Московской области – в Павловском Посаде, обслуживая местные маршруты.
Третий КамАЗ-6282 поступил с завода в Ростов-на-Дону и пока безвылазно стоит в троллейбусном депо МУП «Ростовская транспортная компания» с ближайшей перспективой обслуживать туристический маршрут во время предстоящего мундиаля. Это второй купленный в России электробус классов OC/ONC. Четвёртый электробус с осени 2017 года находится на испытаниях в Москве, однако до сих пор не перевозит пассажиров.
Успехи в массовом производстве электробусов оставшегося «за бортом» конкурса «Белкоммунмаша» гораздо больше. В классах OC/ONC им выпущено 22 электробуса с ультрабыстрой зарядкой, из которых 20 сочленённых (модели Vitovt Max Electro E433) работают на регулярных маршрутах в Минске. Ещё один представитель этой же модели – не имеющий постоянной прописки «гастрольный» экземпляр для испытаний в регионах (побывал в Москве, Санкт-Петербурге и сейчас тестируется в Тамбове). Соло-вариант Vitovt Electro E420 пока посещает только выставки. Кроме того, «Белкоммунмаш» выпускает и электробусы с динамической зарядкой БКМ-32100D, работающие в Санкт-Петербурге, Гродно, Гомеле и Ульяновске.
От завода «Тролза» – российского лидера в производстве электробусов (ими только за 2017 год выпущено 143 машины с динамической зарядкой) – самостоятельных заявок на московские аукционы не поступало. Ранее представители компании проявляли активность в ходе общественных слушаний и проведения закупок: направляли запросы о разъяснениях положений документации и подавали обращения в антимонопольную службу. Однако в период подачи заявок было подписано соглашение о сотрудничестве «КамАЗа» и «Тролзы». Поэтому возможно, что вклад завода из Энгельса тоже найдёт отражение в «камазовской» сотне московских электробусов.
Не подавала заявок на московские аукционы и имеющая опыт в производстве электробусов «Бакулин Моторс Групп» (торговая марка «Волжанин»), чьи машины уже испытывались в нескольких российских регионах. Вероятной причиной такой пассивности является отсутствие в модельном ряде продукции, которая смогла бы удовлетворить требованиям столичного технического задания.
Несмотря на то, что и «Группа ГАЗ», и «КамАЗ» имеют довольно скромный опыт производства электробусов, говорить о провале массового запуска инновационной техники на столичные улицы рано. Достаточно вспомнить, что «Витязь-М» от ПК «Транспортные системы» до заключения рекордного контракта в 300 вагонов с «Мосгортрансом» даже с учётом родственных ему простых «Витязей» и «CityStar» имел весьма скромный «тираж». Сами «Транспортные системы» анонсировали в самом начале этого года разработку собственного электробуса, но на аукционы для Москвы при этом не заявлялись.
График выхода электробусов на городские маршруты можно предсказать, исходя из сроков поставки техники, указанной в технических заданиях к аукциону. В действительности монтаж зарядных станций и доставка электробусов в троллейбусный парк не обязательно означает их немедленный ввод в эксплуатацию – для наладки и доводки могут потребоваться недели, а то и месяцы работы.
Однако оптимистический сценарий пока выглядит так:
В списке маршрутов возможны и изменения. Так, автобусный маршрут № 33 «ВДНХ (южн.) – Метро "Владыкино"» с 29 апреля 2018 года продлён по проспекту Мира вместо ВДНХ к Рижскому вокзалу. Поскольку адреса размещения зарядных станций, указанные в техническом задании, менять нельзя, на Рижском вокзале с появлением там маршрута № 33 образуется дефицит зарядных мощностей, а на конечной станции «ВДНХ (южн.)», напротив, нагрузка уменьшится. Это может повлечь перевод на электробусы дополнительного локального маршрута в районе ВДНХ, которому не требуется второй зарядный конечный пункт, а также исключение из переводимых на электробусы автобусного маршрута № 778 или троллейбусного № 42, «привязанных» к зарядным станциям у Рижского вокзала.
Розыгрыш ещё одного аукциона на 100 электробусов и 36 зарядных станций для обслуживания западного сектора Москвы уже не за горами – в декабре этого года. И судя по некоторым заявлениям столичных властей, отбор поставщиков электробусов на 2019 год тоже может стартовать ещё до конца 2018 г. «Мосгортранс» планирует продолжать и закупку трамваев – по 100 вагонов в год. Не дожидаясь поставок даже первой крупной партии электробусов, транспортный оператор выводит из оборота троллейбусы, заменяя их дизельными автобусами. Под сокращение попадают даже те направления, где инфраструктура для электробусов в ближайшие полтора года не запланирована, как на переформатированном в апреле маршруте № Т56.
В РУДН провели ситуационный анализ перспектив транспортного коридора «Север — Юг»
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Текстовые онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)