В Ростове-на-Дону готовят новую попытку заключить трамвайную концессию

  • Павел Яблоков
    8 февраля 2023 г. — 09:55
    754
    Иллюстрация: 

    Пресс-служба Губернатора Ростовской области / old.donland.ru

    Ростов-на-Дону остался одним из последних городов «пилотного» федерального проекта по развитию наземного городского электрического транспорта, который до сих пор не заключил концессионное соглашение. И ещё минимум полтора месяца отделяют донскую столицу от этого дня. В связи с изменившимися условиями, для города объявлена новая процедура поиска альтернативных заявок на реализацию инфраструктурного проекта. Сроки окончания строительства и реконструкции трамвайных линий отодвинуты на конец 2028 года, но в состав обновляемой сети дополнительно включили одну существующую линию-связку и строительство нового луча в восточном направлении.

    От проекта концессии до… проекта концессии

    8 ноября 2022 года закончился объявленный 23 сентября того же года Департаментом транспорта Ростова-на-Дону приём заявок на право заключения концессионного соглашения о модернизации и создании инфраструктуры трамвая в городе Ростове-на-Дону со сроком действия 25 лет.

    Предложение инвестора ООО «Синара — Городские Транспортные Решения Ростов-на-Дону» стало самым крупным проектом по модернизации трамвайной сети в городах России с использованием механизма ГЧП. Помимо реконструкции существующих линий, планируется создать ещё больше новых направлений.

    К практически готовому соглашению стороны двигались несколько лет. 9 июля 2019 года на международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2019 российская государственная корпорация развития ВЭБ.РФ и Группа Синара заключили соглашение о сотрудничестве в сфере развития городского общественного транспорта, предусматривающее взаимодействие сторон при реализации проектов в сфере комплексной модернизации транспортной инфраструктуры и обновления подвижного пассажирского состава в субъектах Российской Федерации.

    15 июля 2020 года Группа Синара сообщила о создании холдингом «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) совместно с ООО «Региональные концессионные компании» (РКК) в равных долях по 50% нового предприятия ООО «Синара — Городские транспортные решения» (Синара — ГТР) для развития общественного транспорта в городах РФ. В числе крупных городов, в которых планировалась работа компании, на тот момент назывались Екатеринбург, Волгоград, Курск, Уфа, Нижний Новгород, Челябинск.

    18 ноября того же, 2020 года, «Синара — ГТР» и руководители трёх субъектов РФ (Республики Башкортостан, Пермского края и Ростовской области) в рамках выставки и форума «Транспортная неделя — 2020» подписали пятилетние соглашения о сотрудничестве в сфере транспортного обслуживания населения, в том числе развития транспортной системы городских агломераций.

    Сотрудничество с Ростовской областью началось с реализации комплексного проекта модернизации трамвайной сети Таганрога, через год давшего уже первые результаты. А 16 ноября 2021 года на «Транспортной неделе — 2021» Правительство Ростовской области и «Синара — ГТР» заключили ещё одно соглашение о сотрудничестве — на этот раз, по подготовке и реализации инвестиционного проекта «Модернизация и создание инфраструктуры городского трамвая в границах муниципального образования "Город Ростов-на-Дону"».

    17 января 2022 года Администрацией Ростова-на-Дону подписано постановление № 11 о разрешении ООО «Синара — Городские транспортные решения» разработать проекты планировки и межевания территории для прокладки будущих линий трамвайной сети. В результате было решено отказаться от перехода на российскую стандартную колею 1524 мм, сохранив уникальную для российских трамваев «европейскую» 1435 мм, унаследованную ещё от конно-железной дороги Бельгийского акционерного общества, начавшей работу ещё в XIX веке, а с 1901 года перешедшей на электротягу.

    Протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов от 15.04.2022 № 6 инфраструктурный проект «Модернизация и создание инфраструктуры трамвая в городе Ростове-на-Дону» получил необходимое одобрение для дальнейшей реализации в числе других проектов (Волгоград, Курск, Краснодар, Липецк, Пермь, Ярославль и другие), реализуемых при участии госкорпорации ВЭБ.РФ.

    Общая стоимость проекта была оценена в 62,04 млрд руб. Он включал в себя строительство двух новых трамвайных депо, приобретение 61 нового трёхсекционного вагона, модернизацию 30 односекционных вагонов, строительство и модернизацию 103,8 км одиночного пути. При этом стоимость строительства и реконструкции трамвайных путей, трамвайных депо и тяговых подстанций составила 41,949 млрд руб., а подвижного состава — не более 12,801 млрд руб.

    Согласно разработанному ООО «Синара — ГТР Ростов-на-Дону» предложению, на модернизированной трамвайной сети Ростова-на-Дону планировалась организация работы шести магистральных трамвайны маршрутов:

    • № 1 «Главный железнодорожный вокзал — Будённовский просп. — Сельмаш»;
    • № 10 «пл. Мичурина — ул. М. Горького — Будённовский просп. — Госпиталь ветеранов войн»;
    • № 11 «микрорайон Левенцовский — Госпиталь ветеранов войн»;
    • № 12 «микрорайон Левенцовский — Будённовский просп. — ул. М. Горького — Сельмаш»;
    • № 14 «микрорайон Суворовский — ул. Станиславского»;
    • № 15 «микрорайон Верхний Темерник — ул. Станиславского».

    Источник: Группа Синара

    Однако до конца 2022 года и даже в послепраздничную часть января 2023 года концессионное соглашение по Ростовскому трамваю подписано не было.

    В проект соглашения был включён один из пунктов, являющихся фактором риска для реализации проекта: отсутствие средств у субъекта РФ для предоставления капитального гранта. Предусматривалось, что соглашение может быть досрочно прекращено по решению суда по требованию концедента и (или) субъекта РФ в случае наступления некоторых обстоятельств. Одним из таковых значилось непринятие до 1 января 2023 года Правительством РФ правового акта о выделении бюджетных ассигнований на предоставление субсидии бюджету Ростовской области на реализацию инфраструктурного проекта.

    За время, прошедшее в ожидании «стартового капитала», несколько подкорректировали задачи проекта и объёмы финансирования. Стороны начали путь заключения нового соглашения с нуля, предварительно согласовав новые условия сделки.

    Концессия: обновлённый проект 2023 года

    2 февраля ООО «Синара  — ГТР Ростов-на-Дону» официально обратилось с новым предложением о заключении концессионного соглашения.

    Уже на следующий день 3 февраля Правительством Ростовской области подписано распоряжение № 47 «О возможности участия Ростовской области в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения "Модернизация и создание инфраструктуры трамвая в г. Ростове-на-Дону" на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях». В этот же день Департаментом транспорта Ростова-на-Дону издан приказ № 10, дающий старт новой процедуре отбора участников концессии.

    А 4 февраля на сайте ГИС Торги размещено извещение о проведении торгов на право заключения концессионного соглашения. Приём альтернативных предложений ведётся до 21 марта.

    В обновлённом проекте по сравнению с вариантом 2022 года изменились финансовые аспекты. Сметная стоимость, формируемая по результатам проектирования, снизилась с 43,669 млрд руб. до 40,9489 млрд. руб., при этом стоимость подвижного состава возросла с 12,801 до 14,6311 млрд руб.

    Если ранее концессионер обязался привлечь посредством банковских кредитов и субординированного займа 43,072 млрд руб., то теперь обязательства выросли до 43,83 млрд руб.

    Инвестиционный платёж (капитальный грант) концедента уменьшился с 18,97 до 17,216 млрд руб. Максимальный размер эксплуатационного платежа концессионеру за весь срок соглашения увеличен с 74,556 до 74,72 млрд руб.

    Впрочем, сметная стоимость и стоимость проектирования могут превысить лимит проектирования по результатам исправления замечаний, сделанных в рамках экспертизы, или при последующем изменении проектной документации.

    В новой редакции проекта концессионного соглашения содержится немало дополнительных оговорок «во избежание сомнений», в соответствии с которыми некоторые избыточные расходы концессионера не подлежат компенсации со стороны концедента.

    Усилена и роль контроля за «платным» пассажиропотоком. Если ранее концессионеру просто было необходимо обеспечивать организацию сбора платы за проезд, то теперь надлежит это делать путём организации работы службы контроля на линии с привлечением контролёров-кондукторов в численном составе 50 % от подвижного состава, используемого при перевозке. А при выполнении перевозок до даты начала эксплуатации всей модернизированной сети концессионер обязан обеспечить наличие кондукторов в 100 % используемого подвижного состава.

    Протяжённость трамвайных путей в новой версии концессионной сети увеличена с 103,8 до 119 км одиночного пути за счёт прибавления двух участков. Первый небольшой участок — реконструкция небольшой существующей линии-связки по Театральному просп. от ул. Закруткина до ул. Максима Горького. Она дополнительно включена в Этап 4 работ, в новой редакции ставший Этапом 4.1. Дополнительным Этапом 4.2 добавлено сооружение новой линии от выезда из депо «Пролетарское» по ул. Вити Черевичкина со строительством путепровода через железнодорожные пути, ул. 40-летия Победы, ул. Вересаева до территории «старого» аэропорта Ростова-на-Дону, где в ближайшее время развернётся жилое строительство, и с прохождением линии по центру перспективной застройки параллельно просп. Шолохова с сооружением разворотного кольца на её окончании у ТПУ «Северный».

    В то же время, реконструкция проходящих в районах малоэтажной застройки существующих линий от пл. Мичурина до кольца «Чукотская ул.» и по Крепостному пер., ул. Текучёва, Нахичеванскому пер. и ул. Черепахина от ул. Максима Горького до пл. Химиков, по-прежнему проектом концессионного соглашения не предусматривается.

    Источник: проект концессионного соглашения с ГИС Торги

    С учётом строительства дополнительной линии, в концессионный проект внесено строительство ещё двух новых тяговых подстанций № Н-5 (Новая 5) в районе существующего Пролетарского депо и № Н-6 (Новая 6) территория старого аэропорта (на участке от Берберовской ул. до просп. Шолохова). Их точное местоположение определят по результатам разработки предварительного тягового расчёта для энергоснабжения участка трамвайной линии. Таким образом, планируется построить не четыре, а шесть новых тяговых подстанций и ещё 15 существующих подстанций реконструировать.

    Для увеличившейся сети линий требуется и большее количество подвижного состава, в связи с чем планируемые средства на его закупку увеличены: теперь речь идёт не о 61, а о 76 новых трёхсекционных вагонах общей вместимостью не менее 18,04 тыс. пассажиромест против прежней в 15,19 тыс. пассажиромест.

    Модернизация уже работающих в городе 30 односекционных вагонов модели 71-911E «CityStar» с большим остаточным ресурсом, произведённых ПК «Транспортные системы» для Ростова-на-Дону в 2016-2017 гг., по-прежнему планируется. Но вместо жёсткого календарного графика отсчёт теперь ведётся от даты вступления в силу концессионного соглашения. В интервале от 20 до 22 месяцев с даты вступления в силу концессионер получает первые 15 вагонов, а от 38 до 40 месяцев — вторую такую же партию, перед этим закончив реконструкцию первой. Вторая партия должна быть модернизирована не позднее 54 месяцев с даты вступления в силу концессионного соглашения.

    Ранее первые 15 вагонов должны быть переданы концессионеру в декабре 2023 года — январе 2024 года с завершением их реконструкции не позднее февраля 2025 года. Ещё 15 вагонов собирались модернизировать двумя годами позже: передача концессионеру в декабре 2025 года — январе 2026 года с завершением их реконструкции не позднее февраля 2027 года. Теперь сроки выхода модернизированных сдвинуты предположительно на лето-осень 2026 и 2028 годов.

    Сроки реализации большинства этапов проекта относительно вступления в силу соглашения в основном остались прежними. Однако на этапы 1.1 и 1.2, к которым относится строительство новых трамвайной линии и трамвайного депо в микрорайоне Левенцовский, теперь отводится не 31, а 40 месяцев.

    Линия к застройке «старого» аэропорта, как линии Этапа 3 в направлении микрорайонов Суворовский и Верхний Темерник, должна быть готова не позднее 64 месяцев с даты вступления соглашения в силу.

    Обозначенный срок действия соглашения составляет по-прежнему 25 лет. Но если ранее планировалось, что соглашение вступает в силу с даты подписания, то теперь права и обязанности сторон по соглашению возникают только после наступления отлагательного условия. Под ним понимается перечисление Минтрансом России субсидии Ростовской области для последующего предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ концеденту в целях предоставления капитального гранта.

    Если до 1 сентября 2023 года отлагательное условие не наступит, стороны не будут иметь никаких обязательств, вытекающих из концессионного соглашения. Если же проект стартует, то все работы по созданию трамвайной сети завершатся в шестой год с даты вступления в силу соглашения (до конца 2028 года), а первые перевозки концессионер начнёт выполнять вместо действующего трамвайного оператора МУП «РТК» в четвёртый год действия соглашения (в 2026 году).

    Скорее всего, попытки заключить концессионное соглашение Правительство Ростовской области, администрация Ростова-на-Дону и «Синара — ГТР Ростов-на-Дону» в случае неудачи продолжат и позднее, но на более актуальных к тому моменту условиях с очередной процедурой подачи предложений.

    Трамвайные концессии: достижения минувшего года

    В прошлом году были подписаны концессионные соглашения, направленные на модернизацию и развитие трамвайной инфраструктуры восьми городов:

    В Краснодаре готовится подписание второго концессионного соглашения: в отличии от первого, оно предусматривает развитие линий не в западной части города, а в восточной и южной.

    В Красноярске до 13 февраля ведётся начатый в конце прошлого года приём альтернативных заявок к повторно объявленному концессионному предложению.

    В Южно-Сахалинске в прошлом году сорвалась попытка заключения концессионного соглашения по созданию и эксплуатации электробусного парка: в последний момент власти отказались от продолжения реализации проекта.

    В прошлом году начата пассажирская эксплуатация концессионной трамвайной линии, соединившей Екатеринбург и Верхнюю Пышму, а с 1 января этого года заработали все линии концессионной сети Таганрога.

    В Петербурге в конце 2022 года начались земляные работы по трассе трамвайной линии «Славянка».

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: