Правительство Нижегородской области / nobl.ru
Выборы? Опять? Да! В России продолжается голосование за право присуждения титула культурной столицы 2026 года одному из городов-претендентов.
В нынешнем конкурсе участвуют 26 городов: Владивосток, Владикавказ, Владимир, Вологда, Екатеринбург, Зарайск, Ижевск, Иркутск, Калуга, Кемерово, Кострома, Курск, Мурманск, Нальчик, Омск, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Смоленск, Сургут, Сыктывкар, Тамбов, Томск, Тула, Чита и Южно-Сахалинск.
Интернет-издание TR.ru — Транспорт в России решило не оставаться в стороне от инициативы, и рассмотреть достижения претендентов на будущий титул с точки зрения развития в них культуры общественного транспорта.
Выбор культурной столицы года в России — совсем недавно зародившаяся и ещё не устоявшаяся традиция. Собственно, первым носителем этого титула стал в 2024 году Нижний Новгород, победивший в первом конкурсном отборе 2023 года. Одновременно Грозный, также участвовавший в конкурсе, получил титул культурной столицы 2025 года.
Конкурс организован учреждённым в феврале 2020 года Фондом развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Целью инициативы является поддержка культурного развития регионов и демонстрация их самобытность, туристический и экономический потенциал.
Голосуют за культурную столицу года как простые жители, так и эксперты. Народное голосование ведётся на сайте Госуслуг. Эксперты выбирают город-победитель, оценивая активность и качество культурной жизни города, а также его популярность среди населения
Как отмечают организаторы конкурса, звание «Культурная столица года» даёт новые возможности для социально-экономического и культурного развития города: он станет точкой притяжения для туристов, потенциальных инвесторов и партнёров. В конкурсе могут принимать участие инициативные команды, представляющие административные центры субъектов РФ (вне зависимости от числа жителей) и другие города и городские агломерации с населением не менее 200 тысяч человек. Для обеспечения относительно равных конкурентных условий Москва и Санкт-Петербург в конкурсе не участвуют.
Заявки рассматриваются экспертами в трёх измерениях (история, настоящее и будущее) по направлениям:
Схема отбора победителя — двухступенчатая. По итогам первичного отбора заявок формируется список городов-финалистов, готовящих на участие во втором этапе конкурса заявку-презентацию программы с конкретными мероприятиями, которые будет проводить город в случае победы. Учитывая этапы первой презентации, программу культурного развития города и результаты народного голосования, оргкомитет определяет культурную столицу года.
В этом году официальная подача заявок первого этапа стартовала 1 июля и завершилась 26 августа. 10 сентября состоялось заседание Оргкомитета с подведением итогов первого этапа конкурса. Объявление списка городов-финалистов первого этапа подачи заявок с брифингом для СМИ состоялось 18 сентября.
Подведение второго этапа конкурса намечено на 25 ноября, а на 12 декабря — проведение в Москве публичных презентаций городов-финалистов и объявление победителей конкурса — города-обладателя официального статуса «Культурная столица 2026 года» и города-победителя народного голосования на Госуслугах.
Как уже было сказано, в конкурсе 2024 года участвуют 26 городов. Из них большинство (20) входит в объединение «Союз российских городов»: Владивосток, Владикавказ, Владимир, Вологда, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Калуга, Кострома, Курск, Омск, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Смоленск, Сургут, Сыктывкар, Тамбов, Томск, Тула. Не участвуют в деятельности «Союза» только Зарайск, Кемерово, Мурманск, Нальчик, Чита и Южно-Сахалинск.
Культура общественного транспорта — это, прежде всего, его качество. Качество общественного транспорта уже несколько лет измеряет компания SIMETRA в ежегодно издаваемом Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта. За исключением небольшого Зарайска, ранее в этом году все города-участники конкурса были «взвешены» по 100-балльной шкале по более чем 50 метрикам, учитывающим физическую и ценовую доступность транспорта, безопасность и перспективное развитие. Из общего с «Культурной столицей года» у Рейтинга есть принцип неучастия Москвы и Санкт-Петербурга в общем зачёте (хотя показатели двух городов измеряют, чтобы показывать ориентиры в развитии транспорта, достигнутые мегаполисами, другим городам).
Владивосток — один из тех городов, в котором транспортная составляющая «вшита» в сердце города. Даже организаторами «Культурной столицы года» он представлен как город-порт на побережье Японского моря, ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Что касается городского общественного транспорта, то долгие годы ему похвастаться был практически нечем. Но к 2024 году центр Приморского края поднялся на 20-е место Рейтинга с 52-го благодаря проводимым «незаметным» преобразованиям транспортной системы, став одним из 10 городов Рейтинга, добившимся наибольшего прогресса по сравнению с предыдущими результатами. Этому помогли мероприятия, не ограниченные влиянием на общественный транспорт, в частности запуск выделенных полос и платных парковок. Но основной эффект дали совершенствование тарифной политики (ввод единого билета, действующего для всех городских маршрутов) и обновление подвижного состава, которое продолжится и в 2024 году: город уже закупил и получил новые троллейбусы. При этом по численности населения (597 тыс. жителей) центр Приморского края занимает 26-е место в стране.
Слабое место транспорта города — экологичность. Из прежней разветвлённой сети электротранспорта сохранён лишь один трамвайный маршрут и две небольшие троллейбусные линии. Также в число городского электротранспорта входят два электробуса и бывший до недавнего времени единственным в России фуникулёр, действующий с 1962 года. Стоимость проезда в фуникулёре — такая же, как в городских автобусах, троллейбусах и трамваях. Кроме этого раздутая сеть автобусов (как и весь городской транспорт, они переведены на регулируемые тарифы), не даёт возможности генерировать потоки для магистральных маршрутов, поэтому транспортом большого класса в конце 2023 года было представлено лишь 38% городского подвижного состава.
Поступающее в этом году рекордное для Приморья обновление парка электротранспорта в количестве 16 троллейбусов с увеличенным автономным ходом для некоторых городов, сопоставимых по численности населения страны является среднегодовым плановым объёмам потребного обновления. Для Владивостока же это в три с лишним раза больше нынешнего выпуска на маршруты и первые за шесть лет новые машины. С помощью новых троллейбусов вологодского производства во Владивостоке планируют открыть новый троллейбусный маршрут с участками автономного хода.
Столица Северной Осетии — Алании заняла в Рейтинге 94-е место из 100 возможных, и это — худший показатель среди претендентов на звание культурной столицы 2026 года. При этом по численности населения Владикавказ входит в седьмой десяток городов страны, находясь на 69-м месте (293 тыс. жителей). Наиболее слабое место города — удобство и комфорт общественного транспорта. Весь городской транспорт работает по нерегулируемым тарифам. Подвижной состав большого класса представлен только трамваями, составляющими 3% от всей городской техники. Доля транспорта с низким полом чуть выше на счёт начавшегося обновления автобусного парка: полученная в 2022-2023 годах новая трамвайная и автобусная техника к концу 2023 года сделала городской транспорт Владикавказа на 4% низкопольным.
Экологичный общественный транспорт представлен во Владикавказе одной из старейших в России трамвайной системой, действующей с 1904 года. В 2023 году комплекс зданий «Анонимного общества владикавказских электрических трамваев и освещения» включили в Единый реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. В 2022-2023 годах трамвайный парк Владикавказа практически полностью обновился: чешские трамваи на маршрутах заменили вагонами модели 71-412 производства «Уралтрансмаша». Но один из вагонов модели Tatra T4DM, выпущенный в 1976 году, продолжает работу в качестве музейно-экскурсионного вагона.
Постепенно улучшает свой общественный транспорт и позиции в Рейтинге один из древнейших городов страны, входящий в Золотое кольцо России. Он уже достиг 18-го места, будучи 53-м городом страны по численности населения (347 тыс. жителей). 100% городских маршрутов работают по регулируемым тарифам.
Экологичный городской электротранспорт во Владимире представлен троллейбусом, постепенно из-за дряхления теряющим свои позиции. Новые троллейбусы, закупаемые последние три года, пока составляют меньшинство в местном парке. Старые машины тянут город вниз если транспорт большого класса уже в конце 2023 года составлял 95% подвижного состава, то низкопольными были лишь 75% машин.
Город-ровесник Москвы далёк от идеального состояния городского общественного транспорта, но с прежнего 64-го места перебрался на 42-е, что не может не радовать. Этому способствовало постепенное обновление подвижного состава, рост числа низкопольных транспортных средств и машин большого класса, перевод некоторой части маршрутов на регулируемый тариф и расширение числа маршрутов в системе проездного и пересадочного билетов.
По численности населения (312 тыс. жителей) Вологда, к слову, так и осталась 64-й. Но и выше результаты города, слабо использующего потенциал практически полностью сохранившейся сети городского электротранспорта (действует лишь один маршрут № 4: на большее не хватает подвижного состава), и упустившего некоторые другие возможности, не могут. Гораздо успешнее в плане развития транспорта является промышленная столица Вологодчины — Череповец (12-е место).
Решить вопрос реанимации городского электротранспорта в областном центре пока не получилось ни собственными силами, ни с помощью федеральной поддержки: ею удалось частично обновить муниципальный автобусный парк газомоторными автобусами. В 2024 году от эксплуатации отставлены троллейбусы, подаренные несколько лет назад Правительством Москвы: им на смену получена партия б/у машин из Санкт-Петербурга.
Лишь 37% маршрутов в конце 2023 года работало по регулируемым тарифам, а значит и находились в периметре действия городских проездных, и эта ситуация за минувшее время принципиально не поменялась. В то же время это не помешало городскому транспорту на 89% состоять из техники большого класса вместимости, и на 76% быть низкопольным.
В последнем выпуске Рейтинга крупнейший город Урала сохранил за собой третье место, несмотря на критику в его адрес. Из всех претендентов на звание культурной столицы это самый высокий показатель. Впрочем, и по численности населения (1,539 млн жителей) Екатеринбург уступает в стране лишь Москве, Санкт-Петербургу и Новосибирску.
В Екатеринбурге сохранены развитые сети городского электротранспорта — трамвайная и троллейбусная. Трамвайная сеть за последнее десятилетие приросла сразу четырьмя линиями — это лучший показатель в стране: в 2018 году вагоны пошли по улице Татищева, в 2022 — до Верхней Пышмы, в 2023 году — до Академического района, а в 2024 году трамваи приехали в микрорайон Солнечный. Действует одна линия метрополитена. А городские электрички получают всё большее развитие благодаря тарифной интеграции в городской транспорт. Платные парковки — не самая сильная сторона транспортной системы Екатеринбурга, но и этот элемент управления мобильностью в городе применяют. Все городские маршруты Екатеринбурга работают по регулируемым тарифам, поэтому в них можно пользоваться проездными билетами.
Уникальным транспортным объектом Екатеринбурга является детская железная дорога: из 26 аналогичных объектов в стране она — единственная круглогодично.
В Южном трамвайном депо ЕМУП «Гортранс» существует небольшой Музей истории развития предприятия. Сохранены некоторые образцы техники, ранее работавшие на городских маршрутах — в частности, трамвайные вагоны моделей Х (1937 года выпуска), МТВ-82 (1957 года), Tatra T2SU (1962 года), Tatra K2SU (1968 года).
Ещё одна историческая транспортная достопримечательность Екатеринбурга — ретро-маршрут «Уральский экспресс». По выходным дням можно совершать поездку из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму и обратно на поезде, последовательно ведомом паровозом постройки 1940-1950-х годов и электровозом ЧС-2 1963 года постройки.
Единственный город-претендент за звание культурной столицы не попал в Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта из-за своих размеров: его население составляет всего 30 тыс. жителей, а городского округа Зарайск (бывший Зарайский район) — 37 тыс. жителей.
При этом Зарайск является одним из муниципальных центров Подмосковья, не имеющим регулярного пассажирского железнодорожного сообщения — и одновременно единственным из их числа, в котором железная дорога имеется.
В городе действует всего один городской маршрут № 1, правда, выполняющий перевозки по нескольким трассам.
Оргкомитетом «Культурной столицы» Зарайск назван центром культурной агломерации в Подмосковье: в культурном плане его объединили с более крупной Коломной (133 тыс. жителей), основанной примерно в одно время с Зарайском в XII веке.
В Коломне, также в силу своих размеров не попавшей в Рейтинг, с 1948 года действует трамвайная система. А с 2014 года в городе работает частный музей трамвая, имеющий богатую коллекцию моделей трамваев из разных уголков земного шара.
Пример Ижевска доказывает, что не надо быть городом-миллионником, чтобы иметь хорошую систему общественного транспорта. Город, занимающий 22-е место в стране по численности населения (621 тыс. жителей), в Рейтинге занимает девятое место, однако тревожным звонком является то, что раньше-то он был пятым: на старом запасе инфраструктуры и организационных решений далеко не уехать. В частности, городу уже пора внедрять безлимитные проездные билеты. В то же время в 2023 году в Ижевске появился такой элемент транспортной культуры, как платные парковки.
В этом году город впервые за долгое время обновляет троллейбусный парк: в лизинг приобретены 19 троллейбусов Volgabus-5270Т «Пересвет» с увеличенным автономным ходом. Первые машины уже вышли на специально созданный для них новый маршрут. Это не может не радовать. Но если учесть, что распределение федеральной помощи по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» для этой закупки произошло ещё в 2022 году, то не хотелось бы ждать ещё три года до следующей партии. Тем временем использование старого подвижного состава уже не соответствует современным запросам пассажиров — в конце 2023 года всего 29% городского транспорта имело низкий пол.
Сильными сторонами столицы Удмуртии остаются физическая доступность транспорта и функциональность транспортной сети: по этим параметрам ситуация в Ижевске опережает даже лидера Рейтинга — Пермь.
С экологичным городским транспортом в Ижевске всё в порядке: действуют трамвайная и троллейбусная сети. В 2020 году Ижевск получил 16 вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок».
Бережно относящиеся к подвижному составу транспортники Ижевска предлагают всем желающим прокатиться на троллейбусах и трамваях ещё советских поставок на обычных городских маршрутах. А один из вагонов модели Tatra T3SU 1974 года выпуска с 2012 года используется в качестве экскурсионного.
Транспортная составляющая проникла даже в описание Иркутска как участника «Культурной столицы» — он упомянут, как город на пересечении транспортных путей, связывающих запад и восток России.
Однако внутригородской транспорт хорошими качествами похвастаться не может. Место в Рейтинге — 70-е, и даже в своём регионе он уступает более прогрессивному Братску (50-е место). Лишь 12% подвижного состава общественного транспорта Иркутска в конце 2023 года было низкопольным. С вместительностью транспорта тоже не всё хорошо — большой класс составлял лишь 33% в структуре парка.
Одной из особенностей городского транспорта Иркутска является существование системы ночного/вечернего тарифа, при котором после определённого времени стоимость проезда для пассажира становится на несколько рублей больше.
В Иркутске действуют трамвайные и троллейбусные системы. Трамвайный вагон модели РВЗ-6М2 1987 года выпуска в конце «нулевых» был рекрутирован из соседнего Ангарска и стал работать в качестве музейно-экскурсионного.
Занимающая 47-е место в Рейтинге Калуга с населением 334 тыс. жителей (56-е место по данным Росстата) имеет достаточно противоречивую и неоднозначную транспортную систему с явными плюсами и существенными недостатками. В частности, город нуждается в «перезагрузке» троллейбусной системы, однако финансирование пока смог получить только на обновление автобусного парка.
Из достоинств местной транспортной сети можно выделить высокую прямолинейность маршрутов общественного транспорта — со значением 1,48 Калуга превзошла всех участников Рейтинга и ближе всех приблизилась к средневзвешенному коэффициенту непрямолинейности, оцененным экспертами как 1,27. Как следствие, маршрутная сеть города менее запутана и более доступна для понимания гостями города. Кроме этого, из всех участников «Культурной столицы» Калуга занимает самое высокое (седьмое) место в Рейтинге городов по развитию платного парковочного пространства компании «Дорнадзор».
Экологичный транспорт в Калуге представлен троллейбусами. Местными специалистами восстановлен в качестве музейного экспоната троллейбус ЗиУ-5Д 1971 года выпуска, ранее работавший в Москве.
Административный и культурный центр Кузбасса также охарактеризован «Культурной столицей» как «узел шоссейных и железнодорожных линий». Но в отличие от Иркутска, городской транспорт в Кемерове находится на одной из лидирующих позиций в стране, занимая в Рейтинге 6-е место, имея 31-е место в стране по численности населения (549 тыс.). Подняться столь высоко удалось за счёт улучшения работы общественного транспорта в вечернее время, а также снижению степени дублирования маршрутов и 100% перевода маршрутной сети на регулируемые тарифы. Микроавтобусы в городе встретить практически нереально: доля подвижного состава большого класса, выпускаемого на линию, достигла 96%. Тем не менее, доля транспорта с низким полом в прошлом году составляла менее половины — 49%.
Экологичный транспорт в Кемерове представлен трамваями и троллейбусами. В рамках комплексной реновации городских кварталов началось обновление одной из трамвайных линий Кемерова. А летом 2024 года возрождена городская электричка.
На конечной остановке «КЭМЗ» в 2016 году установлен памятник первому трамваю города Кемерово — копия двухосного моторного вагона серии «Х». Также в трамвайном депо ОАО «КЭТК» сохранён выпущенный в 1948 году вагон модели КТМ-1.
Город с одним из крупных речных портов на Волге за последнее время добился успехов в улучшении работы городского транспорта. В Рейтинге он поднялся с 57-го на 23-е место за счёт транспортной реформы 2023 года. Численность населения Костромы не столь высока, как развитость его транспортной системы — город занимает 75-е место (266 тыс. жителей). Обновление автобусного парка, улучшение системы оплаты проезда, перевод всей маршрутной сети на регулируемые тарифы и брутто-контракты перевесили негативный эффект в виде прекращения троллейбусного движения. Но и в этом Кострома пока не прошла точки невозврата — большинство инфраструктуры сохранено. Часть новых автобусов — газомоторные и являются условно более экологичными по сравнению с дизельными аналогами.
Несмотря на пересмотр маршрутной сети и выделение серьёзного объёма финансирования перевозок, в городе не сформировалось ни одного магистрального маршрута: хотя транспорт по основным коридорам курсирует часто — это достигается за счёт многих параллельно работающих маршрутов. А автобусы малого и среднего класса доминируют в потоке, составляя 75% городского подвижного состава.
Все новые автобусы брендированы в едином узнаваемом стиле: белые кузова с светло-синими «гребешками»-волнами.
Курск успел провести часть своей транспортной реформы так, что прежний губернатор Курской области в этом году оказался в кресле министра транспорта. Подняться с 70-го места на 23-е – ещё более крутой результат, чем у Костромы. А по численности населения (435 тыс. жителей) Курск занимает 46-е место в стране. Уже проведённые мероприятия позволили полностью перевести на регулируемые тарифы городские перевозки, обновить автобусный парк и ввести пересадочные билеты, а также организовать платные парковки. Хотя городу есть куда расти дальше — завершать модернизацию трамвайной сети, вводить единый проездной билет, заниматься выделенными полосами и так далее.
Курск начинал транспортную реформу с тремя видами городского транспорта. Не растеряв их, он в большей или меньшей степени смог обновить подвижной состав автобусов, трамваев и троллейбусов, а также запустить движение электробусов. Поэтапный выход перевозчиков на маршруты по брутто-контрактам продолжался весь 2023 год. Параллельно развернулись работы по модернизации трамвайной сети в рамках концессионного проекта. С января 2024 года в городе полностью исчезли маршруты по нерегулируемым тарифам, но небольшое число автобусных маршрутов по регулируемым тарифам, запущенных в начале года на замену прежним «маршруткам», обслуживаются старым подвижным составом и на них пока не действует пересадочный тариф. В мае 2024 года в городе появились безлимитные проездные билеты.
В ходе реформы удалось «причесать» разросшуюся маршрутную сеть. Аномально высокий маршрутный коэффициент (среднее количество маршрутов, проходящих через один участок маршрутной сети) величиной 9,59 удалось снизить до 5,38, хотя специалисты придерживаются мнения, что оптимальное значение ещё меньше — 4,0.
Тёмным пятном курской транспортной реформы остаётся судьба трамвайных линий, не вошедших в концессионный проект. В мае 2024 года их чуть не приговорили к демонтажу, но затем пообещали горожанам ещё раз попробовать получить федеральное финансирование на реконструкцию.
С сентября 2023 года в статус музейного переведён относительно молодой троллейбус модели ЗиУ-682Г-016.04 2010 года выпуска.
Вагонный парк курского трамвая полностью обновляется по концессионному проекту. Часть вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» уже работает в городе, остальные постепенно доставляются. Все прежние вагоны отправлены в отставку, но некоторые из них решили сохранить в качестве музейных — это вагоны модели 71-403 2007 года выпуска, 71-619К 2003 года выпуска, модели Tatra T6B5SU 1995 года выпуска, а также Tatra T3SUCS 1985 года выпуска, до 2012 года работавший в Чехии.
Новый подвижной состав в городе имеет свой собственный стиль: он окрашен в зелёно-белую ливрею курского транспорта.
Незамерзающий порт России, расположенный за Полярным кругом, может гордиться и городским общественным транспортом, который по итогам 2023 года вошёл в десятку лучших в стране (до этого он в Рейтинге занимал 17-е место). Учитывая, что по численности населения Мурманск с 267 тыс. жителей занимает лишь 73-е место, это более чем достойный показатель.
Драйвером роста Мурманска стало системное обновление подвижного состава, включая троллейбусного. Этот же вид транспорта является опорным, магистральным, в маршрутной сети.
«Уникальный по природным, историческим и культурным характеристикам город» (цитата из описания города «Культурной столицей», в последнее время получил известность как уникальный в России случай сохранения движения троллейбусов в условиях распада единой контактной сети на несколько несвязанных друг с другом небольших сегментов.
«Развитость» транспортной системы столицы Кабардино-Балкарии оценена в Рейтинге 88-м местом, при том, что по численности населения Нальчик занимает 79-ю позицию в стране (246 тыс. жителей) и не все города охвачены Рейтингом (им до сих пор не оцениваются крупные города Подмосковья, прилегающие к Москве — Балашиха, Подольск, Мытищи, Химки). В 2024 год Нальчик вошёл с аномально низкими показателями — практически полное отсутствие регулируемых тарифов (кроме троллейбусов), 3% подвижного состава большого класса и 5% низкопольной техники. Полученные в начале этого года низкопольные и частично низкопольные автобусы ПАЗ несколько улучшили ситуацию с доступностью транспорта для маломобильных пассажиров на фоне прежних почти безальтернативных «ГАЗелей», но в корне пока ситуацию пока не переломили.
Город, не сумевший построить в своё время метрополитен, «пролетел» и мимо возможности достройки начатых объектов в виде метротрамвая по этому пути с федеральной поддержкой удалось пойти Красноярску и Челябинску.
Колчаковской столице Сибири удалось сохранить трамвай, хотя он и покинул в начале этого века левый берег. Зато в наши дни на Левобережье продолжаются строительство сразу нескольких новых троллейбусных линий. Для их обслуживания в городе восстанавливается второе троллейбусное депо. Кстати, большинство троллейбусов Омска ныне представлено моделью 6281 «Адмирал».
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта Омск занимает 28-е место. Уже сильным анахронизмом является низкая доля маршрутов, работающих по регулируемым тарифам — в конце 2023 года таковыми были лишь 59%. Также не являются сильной стороной омского транспорта вместимость подвижного состава (доля транспорта большого класса — всего 29%) и его удобство (низкопольными были лишь 38% машин). По данным Росстата, на 1 января 2024 года Омск занимает 13-е место в стране по численности населения — за год он обменялся местами с Краснодаром, переместившимся на 12-ю позицию.
Древний город Псков занимает в Рейтинге невысокое 73-е место. Но и по численности населения в стране (189 тыс. жителей) он находится в конце первой сотни — на 93-м месте. Городской электротранспорт в нём отсутствует: после Великой Отечественной войны движение псковских трамваев решили не восстанавливать, а проект создания троллейбусной сети остался нереализованным.
Среди многих городов страны псковичей выделяет любовь к автобусам особо большого класса, ранее широко распространённых. На конец 2023 года в городе 73% автобусов было представлено автобусами большого класса и «гармошками». В этом году областной центр получил крупную партию из 32 сочленённых автобусов МАЗ-216.047.
А проработавший почти 22 года на Псковщине швейцарский автобус-«гармошка» Hess 1985 года выпуска минувшей весной переехал из Пскова в Санкт-Петербург, где в год своего 39-летия стал новым ходовым экспонатом Экспозиционно-просветительского центра истории автотранспорта Ленинграда в СПб ГУП «Пассажиравтотрансу».
«Важный узел транспортных магистралей» имеет неважно чувствующий себя городской транспорт, оцененный 34-м местом Рейтинга. При этом качество продолжает ухудшаться: ранее город занимал 25-е место. И то и другое не соответствует размерам города — по численности населения Ростов-на-Дону (1,136 млн жителей) занимает 11-е место. Но даже в прошлогоднем Рейтинге платного парковочного пространства город умудрился занять 22-е место среди 24 участников.
Городской электротранспорт в Ростове-на-Дону представлен троллейбусами, трамваями и электробусами. Донская столица — один из немногих городов страны, в которых строится новая трамвайная линия: Ростов стал участником пилотного федерального проекта по модернизации городского электротранспорта. От всех российских трамвайных систем ростовская отличается «европейской» колеей 1435 мм.
Уже несколько лет в Ростове-на-Дону действуют и городские электрички, но они выполняют всего несколько рейсов в день.
Для приёма междугородных автобусов из других регионов в 2024 году в Ростове-на-Дону в здании бывшего городского аэропорта открыт новый автовокзал «Центробус».
В 2024 году в Ростове спустя 30 лет возродили скоростное водное сообщение по Дону и в будущем году флот и количество маршрутов планируют расширить: помимо 45-местных «Валдай 45Р» в следующей навигации примут участие 120-местные «Метеор 120Р».
Рязань занимает в Рейтинге 30-е место, являясь 36-м городом в стране по численности населения (523 тыс. жителей). Состояние единственного сохранившегося вида городского электротранспорта — троллейбуса — продолжает постепенно улучшаться. В этом году начато проектирование новой линии в район-новостройку. А вот единственная линия рязанского трамвая закрылась в начале этого века. По итогам 2023 года Рязань вошла в десятку лучших городов страны по развитию платного парковочного пространства.
Лишь 52% рязанских маршрутов работало в конце 2023 года по регулируемым тарифам. Как следствие — «маломестность» городского транспорта, лишь на 35% представленного автобусами и троллейбусами большого класса. В то же время массово используемые относительно современные «ПАЗики» с низкопольными площадками помогли городу обеспечить уровень в 66% подвижного состава, приспособленного для перевозки маломобильных пассажиров.
Смоленск занимает в Рейтинге 51-е место, а по численности населения (313 тыс. жителей) — 61-е место. Один из древнейших русских городов сохранил трамвайное движение, хотя и допустил болезненную утрату части центральных линий. В центр города не заходят и троллейбусные линии местной сети, действующей с 1991 года.
Лишь 46% маршрутов в конце 2023 года работали по регулируемым тарифам. При этом даже билеты на муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи были несовместимы между собой. В этом году два МУПа объединили в единую структуру, но над увеличением доли низкопольного транспорта выше 21% и транспорта большой вместимости выше 24% придётся немало потрудиться.
Один из старых вагонов РВЗ-6М2 1983 года сохранён в качестве музейного неходового экспоната в местном МУТТП.
Один из старейших городов сибирского Севера не обзавёлся городским электротранспортом — ни трамваев, ни троллейбусов в нём никогда не было. В Рейтинге Сургут занял 31-е место, при этом город имеет один из самых низких показателей функциональности транспортной сети. Тем не менее, для 49-го города страны по численности населения (407 тыс. жителей), это неплохой результат.
Административный центр Республики Коми в Рейтинге занял 71-е место, упав на него с 48-го. Тем не менее, Сыктывкар — один из лучших по физической доступности, даже опережая Пермь. При этом по численности населения город едва входит в сотню крупнейших городов страны с 220 тыс. жителей (91-е место). Экологичный электротранспорт в Сыктывкаре отсутствует. В этом году в республиканском центре стартовала транспортная реформа. Все маршруты переведены н регулируемые тарифы. Несколько маршрутов получили статус магистральных. Параллельно обновляется парк подвижного состава, «убивая» сразу трёх «зайцев» — экологичность (автобусы работают на газомоторном топливе), вместительность (растёт доля транспорта большого класса) и инклюзивность (низкопольные автобусы оборудованы для перевозки маломобильных пассажиров).
Главным достижением Тамбова стало сохранение троллейбусного движения, пусть и имеющего минимальные размеры, но позволяющего в будущем провести реанимацию троллейбусной системы: её потенциал позволяет перевести на электротягу более половины перевозок.
Однако состояние городского общественного транспорта неважное, и кризисная ситуация не переломлена — в Рейтинге город упал с 47-го места на 72-е, что, впрочем, ближе к его 77-му месту по численности населения (259 тыс. жителей).
В городе достаточно много маршрутов общественного транспорта, но на многих из них выполняется всего по несколько рейсов в день. Тамбов имеет аномально высокий маршрутный коэффициент (среднее количество маршрутов, проходящих через один участок сети) —5,86. Да и в целом по функциональности транспортной сети Тамбов хуже всех городов Рейтинга, участвующих в отборе «Культурной столицы года». Из достоинств можно отметить, что практически все городские маршруты работают по регулируемым тарифам.
В тупик зашло и развитие общественного транспорта Томска — город опустился на 56-е место с 32-го. Состояние инфраструктуры городского электротранспорта — трамваев и троллейбусов — продолжает планомерно ухудшаться, как и сокращаться население города — к 1 января 2024 года в городе осталось 552 тыс. жителей вместо 559 годом раньше, из-за чего город переместился на 29-е место в стране по численности населения, пропустив вперёд на 28-ю позицию Севастополь.
Сокращение транспортной работы на маршрутной сети привело к тому, что несколько де-факто магистральных маршрутов перестали быть таковыми по своим частотным характеристикам.
Один из худших результатов у Томска — по прямолинейности маршрутов наземного транспорта, и здесь томичи не собираются исправлять ситуацию: замысловатые петляющие трассы останутся и в новых контрактах на обслуживание маршрутной сети, которые будут действовать с января 2025 года. Несмотря на то, что 100% городских маршрутов обслуживается по регулируемым тарифам, доля вместительного и современного подвижного состава крайне мала: всего 27% подвижного состава большого класса и 32% низкопольного транспорта.
Как и Иркутск, Томск практикует дифференцированный тариф: в вечернее время стоимость проезда для пассажира становится на несколько рублей больше.
Вагон-снегоочиститель ГС-4 установлен в трамвайном депо в качестве памятника.
В Туле положение общественного транспорта продолжает ухудшаться. В Рейтинге город занял 46-е место вместо прежнего 29-го, что, впрочем, больше соответствует его численности населения — 43-е место (467 тыс жителей). В Туле, как в Иркутске и Томске, существует система ночного/вечернего тарифа, при котором после определённого времени стоимость проезда для пассажира становится на несколько рублей больше. Развитие платных парковок в Туле оставляет желать лучшего — в прошлом году они заняли 23-е место среди 24 городов, включённых в рейтинг компании «Дорнадзор». Городской электротранспорт Тулы составляет основу в 21% подвижного состава большого класса, и во многом он же обеспечивает 29% парка техники с низким полом — но и то, и другое, — весьма скромные показатели.
В МКП «Тулгорэлектротранс» несколько старых вагонов сохранены в качестве музейных — вагон серии «Х» 1930 года выпуска, Tatra T3SU 1974 года выпуска и Tatra T6B5 1996 года выпуска. Если трамваи — ходовые экземпляры и по праздникам могут появляться на разных улицах города, то троллейбус ЗиУ-5 1962 года выпуска установлен на постамент на конечной остановке «Улица Курковая» рядом с троллейбусным депо «Тулгорэлектротранса».
Общественный транспорт Читы занимает 63-е место в Рейтинге, являясь 59-м городом страны по численности населения (334 тыс. жителей). Экологичный электротранспорт в центре Забайкальского края представлен троллейбусами. В конце 2022 года в Чите открылась новая троллейбусная линия, и начата подготовка к строительству ещё одной более протяжённой.
Лишь 41% маршрутов в столице Забайкалья работал в конце 2023 года по регулируемым тарифам. Подвижной состав большого класса (18%) практически полностью представлен только троллейбусами, а низкопольными являются лишь 22% городских автобусов и троллейбусов.
В 2021 году троллейбус модели ЗиУ-682Г установлен в качестве памятника напротив троллейбусного депо рядом с памятником троллейбусному билету.
Общественный транспорт крупнейшего города Сахалина за последние несколько лет заметно улучшился, что отразилось на перемещении Южно-Сахалинска с 63-го на 14-е место в Рейтинге. В ходе транспортной реформы обновился подвижной состав, представленный в наземном транспорте только автобусами, изменена маршрутная сеть, построены дополнительные остановки. «Изюминка» Южно-Сахалинска — запуск сервиса городских дизель-поездов. Сначала рельсовые автобусы стали с тактовым интервалом курсировать между центром города и западным пригородом. Затем их запустили в северном и южном направлениях. Между поездами и обычными автобусами организованы бесплатные пересадки на специально сформированных транспортно-пересадочных узлах. В 2024 году для повышения частоты движения городских поездов построены два дополнительных разъезда.
По ценовой доступности городского транспорта Южно-Сахалинск уступает только Новокузнецку, и опережая такие города, как Москву и Нижний Новгород. Практически все городские маршруты работают по нерегулируемым тарифам. И всё это — очень круто для города, не входящего даже в сотню крупнейших городов страны — по количеству жителей (180 тыс.) Южно-Сахалинск занимает лишь 101-е место, являясь самым малонаселённым участником отбора «Культурной столицы года» после Зарайска с Коломной. Относительная малонаселённость города сказывается на том, что всего 19% городского подвижного состава в конце 2023 года было представлено автобусами большого класса.
В нынешнем виде железная дорога на Сахалине сформировалась в 2019 году: сеть перешили с «японской» колеи 1067 мм на российскую 1520 мм. Память о прошлом сохранена в музее истории железных дорог Сахалина, где сохранены многие уникальные экземпляры подвижного состава — многие японского производства, но сохранились и вагоны с узкоколейки 750 мм, ранее действовавшей на севере острова.
Рассказав о городах-участниках нынешнего конкурса, стоит немного вспомнить и об уже избранных культурных столицах. Вначале — о культурной столице 2024 года, шестом городе страны по численности населения (1,213 млн жителей) — Нижнем Новгороде.
Нижний Новгород в августе 2022 года интегрировал частных перевозчиков в единое тарифное меню, а с конца того же года начал заниматься модернизацией системы электротранспорта. Для трамваев это вылилось в модернизацию существующих линий (их поэтапно закрывают на реконструкцию) и приобретение новых вагонов. Современные трамваи в спецдизайне «МиНиН» постепенно наводняют городские трамвайные маршруты, однако можно считать, что обновление вагонного парка Нижнего Новгорода началось с партии из 11 вагонов модели 71-415Р где литера «Р» отвечает за ретро-стиль.
Троллейбусам в этом плане не повезло: беспрецедентное федеральное субсидирование (96% от стоимости) приобретения электробусов и зарядных станций регионам-участникам концессионных проектов по модернизации трамвайных сетей склонило региональные власти к решению приобрести крупную партии электробусов и заменить ими две трети троллейбусного парка. С февраля 2024 года электробусы начали поэтапно выползать на городские маршруты и к октябрю полностью вытеснили троллейбусы в одном из трёх городских депо. При этом транспортная работа выполняется электробусами в значительной мере под троллейбусной контактной сетью, которую пока демонтировали лишь на отдельных участках в нагорной части города. В иной ситуации с ней смогли бы справиться троллейбусы с увеличенным автономным ходом, если бы на их приобретение оказывались такие же мощные федеральные меры поддержки. Устаревший подвижной состав сказывается и на удобстве поездок — в конце прошлого года лишь 40% подвижного состава трамваев, троллейбусов и автобусов имели низкий пол.
В Нижнем Новгороде действуют две линии метро. Одна из них, Автозаводская, продолжает строиться — две станции в ближайшие годы должны появиться в нагорной части города. Другая линия — Сормовско-Мещёрская — готовится к продлению.
Развивает Нижний Новгород и экзотические виды транспорта. К популярной как у местных жителей, так и у туристов канатной дороге через Волгу из Нижнего Новгорода в Бор, в ближайшие годы должна добавиться «канатка» через Оку: концессионер ведёт согласование проектной документации. А 15 сентября этого года открылся «исторический» фуникулёр, связывающий Нижегородский Кремль с площадью Народного Единства и Рождественской улицей. Нынешняя трасса — своеобразная реплика фуникулёра, ранее действовавшего в 1896-1926 годах, однако конструкционно нынешний объект является наклонным лифтом с одной кабиной.
За последние несколько лет в Нижнем Новгороде возрождено регулярное и прогулочное судоходство: местное ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева выпускает суда на подводных крыльях «Валдай-45Р» и «Метеор-120Р».
Транспортная реформа уже перенесла Нижний Новгород на четвёртое место в Рейтинге вместо шестого — из участников нынешнего отбора «Культурной столицы» транспортная система города уступает лишь Екатеринбургу. По физической доступности транспорта Нижний Новгород в стране опережают только Москва, Санкт-Петербург и Волгоград. В ценовой доступности Нижний Новгород, напротив, сумел опередить и Москву, и Санкт-Петербург, хотя и уступает Новокузнецку и Южно-Сахалинску. Столица Поволжья продвинулось вверх за счёт значимых улучшений тарифной системы: городу удалось покрыть единой тарифной системой маршруты всех перевозчиков: месячный проездной и пересадочные билеты теперь действуют практически на всех маршрутах сети и распространяются на метрополитен. Уже несколько лет в Нижнем Новгороде действуют платные парковки.
В трамвайном депо № 1 действовал музей трамвайно-троллейбусного управления. В качестве натурных образцов сохранены вагоны серий ЛМ-49, ЛМ-57, МТВ-82 (195 года выпуска), серии «Х» (1931 года выпуска), единственный в мире сохранившийся РВЗ-7 (1978 года выпуска), реплика бельгийского трамвайного вагона Oerlikon, а также прицепной двухосный вагон (реплика на тележке довоенного вагона). История троллейбусного парка сохранена в виде троллейбусов ЗиУ-5Д 192 года выпуска, МТБ-82Д и уникального троллейбуса местной сборки СНТ-2, изготовленного в единственном экземпляре в 1999 году. К сожалению, музей приостановил работу на неопределённое время.
Трамвайный вагон серии КМ 1935 года в летнее время года работает на Рождественской улице, а восстановленный вагон модели РВЗ-6М2 1980 года выпуска можно встретить на городских маршрутах в регулярной работе.
Tatra T6B5SU 1989 года выпуска переоборудован в вагон-кафе и может совершать поездки по трамвайной сети с экскурсиями. Также в качестве музейного сохранён вагон этой же серии 1995 года выпуска.
Городской электротранспорт в Грозном был утрачен в середине 1990-х во время боевых действий и с тех пор ни троллейбусов, ни трамваев в столице Чеченской Республики нет, хотя в прошлом десятилетии разрабатывалась проектно-сметная документация по восстановлению троллейбусных маршрутов и депо.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта Грозный занимает 95-е место при том, что по численности населения (331 тыс. жителей) город занимается 59-е место. По ценовой доступности транспорта Грозный имеет минимальный показатель среди всех городов, охваченных Рейтингом.
Если у одних городов маршрутная сеть избыточно задублирована, то в Грозном маршрутный коэффициент аномально низок — 2,22 при рекомендуемом специалисте нормативе в размере 4,0 (на каждый сегмент маршрутной сети должно приходиться в среднем четыре маршрута наземного транспорта).
В отличие от столиц соседних республик Северного Кавказа, в Грозном уже в конце 2023 года была велика доля маршрутов, работающих по регулируемым тарифам — 79%. Однако автобусы большого класса отсутствовали полностью, а низкопольными были лишь 8% машин.
Долго не обновлявшийся автобусный парк Грозного в этом году пополнился автобусами среднего класса ПАЗ — низкопольными семейства «Citymax» и с низкой задней площадкой «Вектор Next», которые несколько улучшили статистику комфорта поездок для маломобильных пассажиров.
17 сентября в Москве состоялся брифинг конкурса «Культурная столица года». На нём были объявлены города-финалисты конкурса на 2026 год:
Позиции в Рейтинге городов по качеству общественного транспорта говорят о том, что успешный населённый пункт не обязательно должен быть самым крупным. Поэтому и звание Культурной столицы 2026 года не обязательно должно достаться Екатеринбургу, являющемуся самым развитым в области общественного транспорта из городов-финалистов. А кто именно удостоится титула — узнаем через несколько месяцев.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.