Екатеринбург приступает к обновлению троллейбусного парка

  • Павел Яблоков
    17 октября 2022 г. — 12:30
    473
    Иллюстрация: 

    E1.RU (Роман Марьяненко) / e1.ru

    К середине следующего года троллейбусный парк Екатеринбурга должен получить давно ожидаемое пополнение. Впервые с 2013 года объявлена закупка новых троллейбусов. 45 машин с увеличенным автономным ходом должны способствовать сохранению троллейбусного транспорта в центре Уральского федерального округа в качестве магистрального.

    Новые троллейбусы: сколько, когда, какие?

    Аукцион на поставку троллейбусов большого класса с увеличенным автономным ходом с начальной ценой 1,45 млрд руб. объявлен администрацией Екатеринбурга 15 октября. Приём заявок ведётся до 31 октября, а победителя закупки планируется определить ко 2 ноября. Закупка финансируется из средств бюджетов Екатеринбурга и Свердловской области.

    Всего для Екатеринбурга приобретается 45 троллейбусов из расчёта 32,222 млн руб. за единицу подвижного состава. Они должны быть выпущены не ранее 2022 года, иметь длину от 12 до 13 м, иметь три двустворчатые двери, не менее 30 мест для сидения, в том числе не менее шести на низком полу. Каждый троллейбус должен иметь не менее одного места для размещения инвалидов в креслах-колясках и откидную аппарель для обеспечения посадки и высадки пассажиров с детскими и инвалидными колясками. В зоне размещения инвалидной коляски предусматривается устройство для обеспечения звуковой связи с водителем. Кнопка сигнала водителю должна иметь органы управления с контрастной окраской и надписью выполненной шрифтом Брайля. Также кнопки для связи с водителем должны быть расположены на поручнях в пассажирском салоне в зоне расположения дверей.

    Для кондукторов предусматриваются место с индивидуальным обогревом от низковольтной сети, повышенной перегородкой со стороны двери и ящиком для личных вещей с возможностью запирания.

    Помимо низкого уровня пола, впервые в Екатеринбурге будут массово использоваться троллейбусы с увеличенным автономным ходом. При номинальной нагрузке, включённом гидроусилителе, компрессоре, отоплении или кондиционировании запас автономного хода должен составлять не менее 20 км. Аккумуляторы должны располагаться в заднем свесе или в базе кузова. В автономном режиме троллейбусы должны проводить не менее 50% времени от движения под напряжением контактной сети, восполняя заряд до уровня 95% не более чем за 50 минут.

    Каждый троллейбус должен быть оборудован транспортной информационной системой для светодиодной индикации номера маршрута, названий начального и конечного пунктов на переднем, боковом и заднем табло, автоматической и ручной выдачи речевых сообщений об остановках, открытии и закрытии дверей, а также служебной информации в салон транспортного средства.

    Срок службы закупаемых троллейбусов должен составлять не менее 15 лет, а кузов должен иметь ресурс для проведения модернизации на весь срок службы троллейбуса. При этом срок службы тяговых аккумуляторных батарей — не менее восьми лет или 16 тыс. полных циклов заряда-разряда. Предусмотренный гарантийный срок на тяговые аккумуляторные батареи — не менее 8 лет или 4 тыс. полных циклов заряда-разряда, или 80 тыс. км в режиме автономного хода, в зависимости от того, какое условие наступит раньше. Поставщик должен за свой счёт заменять тяговые батареи или её составные частей в случае выхода из строя в гарантийный период в течение 30 суток на территории заказчика.

    Для оплаты проезда в троллейбусах должны быть предусмотрены валидаторы (не менее одного у каждой двери), обеспечивающие приём к оплате всех видов безналичной оплаты проезда: электронные проездные билеты, утвержденные Администрацией города Екатеринбурга, бесконтактные банковские карты (Visa, MasterCard, национальной платежной системы MIR, а также Mirpay).

    Первые новые троллейбусы должны появиться в Екатеринбурге уже в этом году. До 10 декабря этого года требуется поставить 23 троллейбуса: 11 в Орджоникидзевское троллейбусное депо ЕМУП «Гортранс» на ул. Бакинских Комиссаров, д. 131 и 12 в Октябрьское троллейбусное депо ЕМУП «Гортранс» на ул. Щорса, д. 11. Оставшиеся 22 троллейбуса необходимо поставить в 2023 году: в Октябрьское депо — шесть машин до 15 марта и шесть до 15 мая, в Орджоникидзевское депо — пять машин до 15 апреля и пять машин до 15 июня. Все троллейбусы должны быть окрашены в цвет RAL 240-70-30 (карибский синий). Авансовый платёж поставщику не предусмотрен: средства по контракту он получит в течение семи дней после приёмки всей партии.

    Новые троллейбусы не поступали в Екатеринбург с 2013 года. Почти десятилетие город лишь присматривался к новой технике. Осенью прошлого года в Екатеринбурге на маршруте № 1 проходил испытания троллейбус с увеличенным автономным ходом УТТЗ-6241.01 «Горожанин». С 15 по 29 июля 2019 г. на том же екатеринбургском маршруте №1 испытывался электробус БКМ Е420 Vitovt Electro, который позднее обкатывался в Ташкенте, а затем продолжил работать в Самаре на специально открытом для него маршруте № 108. А с 16 по 25 ноября 2017 г. на «единице» проходил обкатку троллейбус с увеличенным автономным ходом Тролза-5265.08 «Мегаполис».

    Троллейбусы в Екатеринбурге: текущее положение

    В Екатеринбурге работает около 230 пассажирских троллейбусов, самые новые из которых выпущены в 2012-2013 гг. Несмотря на то, что в городе можно до сих пор встретить на маршрутах и машины, произведённые ещё во времена Советского Союза, парк подвижного состава не только стареет, но и сокращается.

    Ещё три года назад плановый выпуск в будни составлял 193 машины, но с тех пор он сокращён на 21%. Уменьшен выпуск на маршруты №№ 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 15. Маршруты №№ 18 и 19 отменены, а объединённые в маршрут № 33 маршруты №№ 13 и 16 обслуживаются меньшим количеством машин, чем ранее.

    Действующим контрактом на троллейбусные перевозки между ЕМУП «Гортранс» и администрацией Екатеринбурга, заключённым 11 июля этого года, с 1 августа по 30 ноября предусмотрена работа 16 троллейбусных маршрутов с выпуском 156 троллейбусов в будни и 91 в выходные дни:

    • № 1 «Химмаш — Железнодорожный вокзал» (13 троллейбусов в будни; 8 троллейбусов в выходные дни; основные рейсы: 152 в будни, 108 в выходные дни; укороченные рейсы: 15 в будни, 8 в выходные дни «Депо — Химмаш», 15 в будни, 8 в выходные дни «Депо — Железнодорожный вокзал»);
    • № 3 «Коммунистическая — Крауля» (14 троллейбусов в будни, 8 в выходные дни; основные рейсы: 169 в будни, 108 в выходные дни; укороченные рейсы: 17 в будни, 8 в выходные дни «Депо — Коммунистическая», 15 в будни, 8 в выходные дни «Депо — Крауля»);
    • № 4 «метро "Динамо" — Сулимова» (6 троллейбусов в будни, 4 в выходные дни; основные рейсы: 250 в будни, 160 в выходные дни; укороченные рейсы: по 6 в будни и 4 в выходные дни от Депо до метро «Динамо» и от ул. Сулимова до депо 6 в будни, 6 в выходные дни);
    • № 5 «Коммунистическая — ЦПКиО» (5 троллейбусов ежедневно; основные рейсы: 50 в будни, 45 в выходные дни; укороченные рейсы: 10 в будни и 5 в выходные дни на участке «Депо — Коммунистическая», а также 5 в выходные дни от ЦПКиО до Депо);
    • № 6 «Химмаш — Академическая» (17 троллейбусов в будни, 8 в выходные дни; основные рейсы: 190 в будни, 97 в выходные дни; укороченные рейсы: 20 в будни, 7 в выходные дни «Депо — Химмаш», 18 в будни, 9 в выходные дни «Депо — Академическая»);
    • № 7 «Посадская — Академическая» (11 троллейбусов в будни, 7 в выходные дни; основные рейсы: 213 в будни, 157 в выходные дни; укороченные рейсы: 13 в будни, 9 в выходные дни «Депо — Посадская», 9 в будни, 5 в выходные дни «Депо — Академическая»);
    • № 8 «Коммунистическая — пл. 1-й Пятилетки — Коммунистическая» (8 троллейбусов в будни, 5 в выходные дни; основные рейсы: 213 в будни, в 136 в выходные дни; укороченные рейсы: 16 в будни, 10 в выходные дни «Депо — Коммунистическая»);
    • N 9 «Табачная фабрика — Железнодорожный вокзал» (10 троллейбусов в будни, 6 в выходные дни; основные рейсы: 157 в будни, 104 в выходные дни; укороченные рейсы: 15 в будни, 8 в выходные дни «Депо — Табачная фабрика»; 7 в будни, 4 в выходные дни «Депо — Железнодорожный вокзал»);
    • № 10 «Ильича — пл. 1-й Пятилетки — Ильича» (5 троллейбусов в будни, 4 в выходные дни; основные рейсы: 213 в будни, 170 в выходные дни; укороченные рейсы: 10 в будни, 8 в выходные дни «Депо — Ильича»);
    • N 11 «Начдива Онуфриева— Железнодорожный вокзал» (12 троллейбусов в будни, 8 в выходные дни; основные рейсы: 203 в будни, 142 в выходные дни; укороченные рейсы: 19 в будни, 12 в выходные дни «Депо — Начдива Онуфриева», 7 в будни, 4 в выходные дни «Депо — Вокзал», и в будни по одному утреннему «Депо — Уктус» и «Уктус — Начдива Онуфриева»);
    • № 12 «Коммунистическая — Академическая» (14 троллейбусов в будни, 8 в выходные дни; основные рейсы: 224 в будни и 147 в выходные дни; укороченные рейсы: 12 в будни, 11 в выходные дни «Депо — Коммунистическая» и 16 в будни и 5 в выходные дни «Депо — Академическая»);
    • № 14 «Белинского — Академгородок» (8 троллейбусов в будни, 5 в выходные дни; основные рейсы: 188 в будни, 122 в выходные дни; укороченные рейсы: по 8 в будни и 5 в выходные дни от депо до Белинского и от Академгородка до депо);
    • № 15 «Ботаническая — Крауля» (11 троллейбусов в будни, 6 в выходные дни; основные рейсы: 165 в будни, 99 в выходные дни; укороченные рейсы: 18 в будни, 7 в выходные дни «Депо — Ботаническая», 7 в будни, 5 в выходные дни «Депо — Крауля»);
    • № 17 «Коммунистическая — Калининская» (движение только в будни; 5 троллейбусов; 76 основных рейсов; 20 укороченных рейсов на участке «Депо — Коммунистическая»);
    • № 20 «Ботаническая — Академическая» (движение только в будни, 6 троллейбусов; 83 основных рейса; укороченные рейсы: 11 «Депо — Ботаническая» и 5 «Депо — Академическая»);
    • № 33 «Коммунистическая — Педагогический университет» (11 троллейбусов в будни и 9 в выходные дни; основные рейсы: 288 в будни, 244 в выходные дни; укороченные рейсы: 22 в будни, 18 в выходные дни «Депо — Коммунистическая»).

    При всём этом, троллейбусы остаются в Екатеринбурге единственным наземным видом транспорта с магистральными маршрутами: как показало исследование компании SIMETRA, к ним относятся маршруты №№ 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 33;

    Трамвайная маршрутная сеть необходимой гарантированной частотой не представлена, поскольку в своё время была отложена «в долгий ящик» маршрутная реформа Екатеринбурга, где в 2017 году по примеру Москвы хотели укрупнить маршруты, разделив получившиеся на три категории «частые» (интервалы не более 10 мин. в течение всего дня), «стандартные» (интервалы от 11 до 20 мин.), «маршруты покрытия» (интервалы по 20, 30, 45 или 60 минут).

    В этом году после многолетнего перерыва начал обновляться подвижной состав троллейбусов в Брянске, Владимире, Волгограде, Петрозаводске, Новосибирске и других городах. Однако, ситуация с сохранением и развитием троллейбусного транспорта остаётся сложной. Не случайно вопросы производства и закупок подвижного состава, а также обновления инфраструктуры недавно выносились на обсуждения в Госдуме и Общественной палате России.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: