Красноярская железная дорога / kras.rzd.ru
TR.ru — Транспорт в России продолжает обзор, посвящённый использованию железных дорог для городских и ближних пригородных пассажирских перевозок. Чтобы «городская электричка» стала успешной, должны сойтись несколько факторов: удобное расписание, удобные места расположения остановок, удобные пересадки, привлекательное тарифное меню.
В этой части обзора будет рассказано о достижениях в запуске «городских электричек» и их дальнейших перспективах в городах-миллионниках Волгограде, Воронеже, Красноярске, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, а также приближающемся к ним по численности населения Саратове.
В то время как в одних крупнейших городах страны для повышения привлекательности электричек их даже называют «наземным метро», другие не торопятся развивать внеуличный транспорт, даже не достроив первые очереди «классического» метрополитена. В Омске и Челябинске пригородные поезда для городских перевозок практически не используются.
В Волгограде и городе-спутнике Волжский единый городской тариф в пригородных поездах действует более 15 лет на участках:
Внутригородское железнодорожное движение электропоездами организовано в Волгограде в 1959 году. Лишь позднее до Волгограда дотянулись магистральные электрифицированные линии, что повлекло за собой перевод в 2003 году электрифицированных участков на переменный ток.
Схема основных участков работы городской электрички в Волгограде и Волжском. Источник: АО «Волгоградтранспригород»
Традиционно стоимость проезда равна двойной стоимости проезда одной десятикилометровой зоны, что несколько выше стоимости проезда в наземном городском транспорте. По состоянию на март 2025 года проезд в городских электропоездах составляет 46 руб., включая самый длинный почти двухчасовой маршрут из Волжского до станции Шпалопропитка на юге Волгограда длиной 75 км. Позонный тариф на это расстояние стоил бы вчетверо дороже — 184 руб.
Новый импульс развитию городских железнодорожных перевозок в Волгограде должен был привнести Чемпионат мира по футболу — 2018. К его проведению с 18 мая 2018 года открыли пассажирское движение до аэропорта Гумрак и построили новый остановочный пункт Акварель (действует с 1 июня 2018 года) на линии, соединяющей центр города с южными районами. Стартовое расписание аэроэкспрессов насчитывало восемь пар поездов до станций Волгоград-1 или Шпалопропитка. Планировалось, что всего аэропорт будут обслуживать 22 пары поездов: 12 — до Красноармейского района (ст. Шпалопропитка), шесть — до г. Волжский, остальные — до вокзала Волгоград-1. Маршрут до Волжского так и не появился. Волжский и Волгоград соединяет всего одна пара поездов в будни: утром из Волжского до Шпалопропитки, вечером — от станции Южная до Волжского. К 2025 году по линии в аэропорт следует всего 4,5 пары поездов маршрута аэропорт Гумрак — Шпалопропитка.
С 9 января 2023 года в утренние часы пик назначены дополнительные рейсы в черте города. При этом один из них от станции Шпалопропитка до станции Волгоград-1, соединяющий Красноармейский и Центральный районы областного центра, следует в полуэкспрессном режиме, соединяя конечные остановки за 41 минуту вместо 55-60 минут у обычных поездов.
По диаметральному маршруту Тракторная-Пасс. — Шпалопропитка следует 13 поездов в будни и восемь в выходные дни, по маршруту Тракторная-Пасс. — Южная — семь поездов в будни и шесть плюс в выходные дни. Общие размеры движения на участке Волгоград-1 — Сарепта составляют 19 поездов в будни и 15 в выходные дни в прямом сообщении и 17 и 13 поездов соответственно в обратном. Часть поездов следует не со всеми промежуточными остановками.
Провозные возможности «городской электрички» дополнительно задействуются при проведении массовых мероприятий. Так, вечерний развозной рейс назначается после футбольных матчей от станции Волгоград-1 до станции Волжский. В то же время при закрытии линии скоростного трамвая на реконструкцию дополнительных рейсов электропоездов не назначали, предложив пассажирам воспользоваться близлежащими к трамвайной линии железнодорожными платформами по обычному расписанию.
В конце марта компания «Волгоградтранспригород» решила провести опрос пассажиров об потребности увеличения объёма транспортной работы по маршруту Шпалопропитка — Волгоград-1 — Аэропорт.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, составленном компанией SIMETRA, по итогам 2023 года Волгоград занял седьмое место.
«Городской поезд» на старте проекта. Источник: ППК «Черноземье»
Проект «Городской поезд — Воронеж» запустили на Юго-Восточной железной дороге в 2016 году. Однако за почти 10 лет его существования в городе так и не создали единую тарифную зону. В регионе, включая Воронеж, действует покилометровая оплата проезда, при этом за первые 10 км независимо от дальности поездки нужно оплатить одинаковую сумму. В 2025 году стоимость проезд первых 10 км составляет 29,2 руб., далее за каждый последующий километр после 10-го нужно доплачивать по 2,92 руб.
В рамках интеграции пригородных поездов в городское сообщение и для улучшения пересадки между направлениями в разные годы поезда с конечным пунктом Воронеж-Курский со стороны Касторной продлевались до станции Воронеж-1, а поезда южного (со стороны станции Лиски) и северного (со стороны станций Графская) направлений, прибывающие на Воронеж-1, продлевались до платформы Плехановская или станции Воронеж-Курский.
Намеченные ещё в середине 2010-х годов новые остановочные пункты в рамках проекта «Городской поезд» были построены и открыты только в следующем десятилетии. 31 августа 2023 года был открыт остановочный пункт Богатырская. 27 апреля 2024 года открыли остановочный пункт Центральный парк, который стал 19-м остановочным пунктом, включённым в проект.
В среднесрочной перспективе в пределах Воронежской агломерации запланировано открытие ещё трёх новых остановочных пунктов:
Также на остановочном пункте Плехановская в районе Московского проспекта запланировано строительство дополнительной платформы для посадки-высадки пассажиров южного, северного и западного направлений. Сейчас единственная платформа Плехановской расположена так, что может быть только конечным пунктом для поездов, следующих после станции Воронеж-1 в парк отстоя.
Рассматривалось железнодорожниками и создание нового пассажирского маршрута Воронеж-1 — 239 км — Шилово. Участок 239 км — Шилово является подъездным путем необщего пользования и служит для подачи вагонов на промышленные предприятия. Для реализации проекта требуется строительство станции Шилово, двух промежуточных остановочных пунктов на 4 км и 8 км участка 239 км – Шилово, модернизации разъезд 239 км и оборудования однопутного участка 239 км – Шилово устройствами автоблокировки и диспетчерской централизацией. Однако работы в этом направлении не начаты.
По состоянию на март 2025 года, в южном направлении (Воронеж — Лиски через Масловскую) курсирует восемь пар поездов ежедневно, в северном (Воронеж — Графская через Дубовку) — 8-10 пар поездов, в западном (Воронеж — Касторная через Семилуки) — три пары поездов ежедневно (плюс утренний поезд в сторону Воронежа в будни).
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, составленном компанией SIMETRA, по итогам 2023 года Воронеж занял 78-е место.
Организовать движение городской электрички в тактовом режиме в городе на главном ходу Трассиба практически невозможно, и этим в главном городе Красноярской железной дороги не стали заниматься. Радиальные маршруты с конечным пунктом у станции Красноярск-Пассажирский в зависимости от окон в расписаниях между поездами дальнего следования то объединяются в диаметральные, то разъединяются. Маршруты и времена отправления поездов могут отличаться не только в выходные дни по сравнению с буднями, как бывает на большинстве железных дорог страны, но даже четверг может быть непохожим на среду.
Проект «Городская электричка» в Красноярске впервые был запущен в июле 2008 года. Ежедневно утром и вечером со станции Красноярск отправлялись два электропоезда. Один двигался через левобережные станции Бугач, Красноярск-Северный, через мост 777 выходил на правобережную часть города через станции Красноярск-Восточный, Базаиха, Злобино, Енисей, замыкая кольцо на станции Красноярск главный. Другой поезд курсировал в обратном направлении. Со временем число остановок в схеме движения увеличилось с 18 до 21. В крупных жилых массивах Красноярска и посёлка Берёзовка открыли пять временных посадочных платформ. Тогда же предполагалось встроить остановочные пункты в схему движения городских автобусов и благоустроить прилегающую территорию. Однако этого произошло. Отсутствие развитой городской инфраструктуры не позволило заметно увеличить количество перевезенных пассажиров. Из-за роста убытков и отсутствия компенсации проект «внутригородская электричка» приостановили.
Вторая попытка началась в январе 2012 года, первоначально под названием «Наземное метро». В рамках этого проекта пассажирам Красноярска предоставили возможность при условии приобретения внутригородского абонементного билета совершать поездки в пределах краевого центра на электропоездах по ценам альтернативного городского транспорта (трамваев и троллейбусов).
В сентябре 2014 года подписано Соглашение между Правительством Красноярского края, администрацией города Красноярска и АО «РЖД» о взаимном сотрудничестве при организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пределах города Красноярска. Стороны обязались заняться строительством остановочных пунктов и транспортно-пересадочных узлов, устройством пешеходных подходов с ограждением пешеходной зоны, освещением и установкой информационных указателей.
В середине 2010-х годов рамках реализации проекта за счёт муниципального бюджета в самом крупном и населённом Советском районе Красноярска у станции Красноярск-Северный построена отстойно-разворотная площадка для городского общественного автотранспорта, до которой продлены автобусные, а позднее и троллейбусные маршруты с подведением 6 автобусных маршрутов. До станции Красноярск Северный дополнительно назначено семь пар электропоездов.
Внутригородские железнодорожные маршруты включены в программу пригородных перевозок Красноярского края. Заказом регионального минтранса назначены дополнительно 10 пар поездов (семь пар Красноярск — Красноярск Северный, и три пары Базаиха — Красноярск. Правительством Красноярского края установлен единый тариф на проезд в черте города, вне зависимости от пункта посадки и назначения.
С 19 апреля 2016 года рамках проекта «Городская электричка» Правительством Красноярского края внутригородской участок продлён до города Дивногорска, и это принесло свои плоды. Пассажиры вернулись на железную дорогу с автомобильного сообщения, в том числе автобусов. Количество электропоездов увеличилось с в будни с двух до 7,5 пар, а в выходные дни с одной до шести пар.
Сейчас «Городская электричка» охватывает 55 км железнодорожных линий на участках:
29 сентября 2017 года на линии Бугач — Красноярск-Северный открылся остановочный пункт Северное шоссе. 26 апреля 2018 года к северу от станции Красноярск-Пассажирский на главном ходу Транссиба открылась платформа Калинина. К маю 2018 года в тарифную зону проекта входили 20 остановочных пунктов на территории города, а также семь на линии до Дивногорска. С тех пор их количество увеличилось до 31, в том числе три (Бобровый Лог, Тихие зори, Овсянка) построены в 2018-2024 годах на Дивногорской линии. а на основном ходу Транссиба к югу от главного вокзала Красноярска на противоположном берегу Енисея — Платинум Арена. Некоторые из них успели принять участие в транспортном обслуживании объектов Универсиады в 2019 году.
По состоянию на март 2025 года на участке Красноярск-Пасс. — Бугач курсирует 19 пар поездов в будни и в выходные дни (семь пар поездов в будни и одна-три в выходные дни следуют к/от ст. Красноярск-Северный, остальные — в сторону о.п. Овинный). На участке Красноярск-Пасс. — Енисей курсирует в будни 26 пар поездов, в выходные 220 пар поездов (7,5 пар в будни и шесть в выходные дни следуют на Дивногорское направление, остальные — в сторону о.п. Сады).
Схема движения городской электрички Красноярска. Источник: АО «Краспригород»
Мечта красноярских транспортников — запуск кольцевого маршрута. Но этому пока мешает отсутствие нескольких поворотных съездов в районе станций Бугач и Базаиха для исключения смены направления движения и необходимость постройки дополнительного путепровода через Енисей рядом с действующей однопутным мостом «777» (Коркинский мост) на обходе станции Красноярск-Пассажирский через Красноярск-Северный. Мостовой переход сейчас ограничивает пропускную способность дороги и не позволяет осуществлять движение электропоездов по кольцевому маршруту с малыми интервалами. Планируется построить на станци Красноярск-Северный новую островную платформу и реконструировать платформу Мясокомбинат в Октябрьском районе Красноярска. На участке будущего замыкания кольца между станцией Красноярск-Северный и о.п. Сады запланировано строительство остановочных пунктов Сады-2, Шумково и Металлургов. В дальнейшем на действующих участках линий запланировано возведение ещё пяти остановочных пунктов электричек (Озеро парк, Камская, Новоленд, Гайдашовка и Мичурина). Проект модернизации железнодорожной инфраструктуры вошел в «Комплексный план снижения выбросов загрязняющих веществ в Красноярске», утверждённый Правительством РФ.
Ожидается, что модернизация моста «777» войдёт в III этап развития Восточного полигона, реализация которого стартовала в прошлом году, для достижения запланированных объёмов перевозок в 210 млн тонн (в перспективе — 255 млн тонн).
Ещё один проект рассматривался в 2016 году — запуск маршрута Красноярск — Сосновоборск — Железногорск, что позволило бы связать с краевым центром города-спутники населением около 130 тыс. человек. Для этого пассажирское сообщение требуется организовать на 41-километровой линии Базаиха — Соцгород, по которой осуществляется только грузовое движение. До Железногорска планировалось запустить четыре пары поездов, до Сосновоборска – 12. Проблема заключается в том, что линия Базаиха — Соцгород находится в собственности госкорпорации «Росатом» и в хозяйственном ведении ФГУП «Горнохимический комбинат». Чтобы открыть на ней пассажирское сообщение, необходимо поменять её правовой статус.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, составленном компанией SIMETRA, по итогам 2023 года Красноярск занял 15-е место.
Город-миллионник Омск не делал пока никаких попыток как-то позиционировать железную дорогу в качестве городского транспорта. Вокзал Омск-Пассажирский не является конечной станцией для всех электричек: четыре-пять пар поездов с западного направления следуют до/от «деповской» станции Московка.
В границах Омска на участке Омск-Пасс. — Пламя курсирует две-четыре пары поездов, на участке Омск-Пасс. — Сигнал — пять-шесть пар поездов, Омск-Пасс. — Деповская/Московка — семь-восемь пар поездов (включая четыре-пять пар поездов до/от станции Московская, не обслуживаемой транзитными поездами), Омск-Пасс. — Карбышево-2 — две-три пары поездов.
Проезд от платформы Сигнал до станции Московка стоит 72 руб., в то время как стоимость первых 10 км поездки обходится в 22 руб.
Схема пригородного сообщения Омской области. Источник: АО «Омск-прирород»
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, составленном компанией SIMETRA, по итогам 2023 года Омск занял 28-е место.
В Перми отношение к железнодорожным городским перевозкам за последние 10 лет развернулось на 180 градусов. В конце 2010-х годов прежнее руководство города хотело закрыть железнодорожную линию длиной 4,4 км, соединявшую станции Пермь II и Пермь I, конверсировав её в трамвайную линию. Электропоезда вдоль берега Камы перестали ходить с 27 января 2020 года. Движение поездов по закрытому участку было довольно интенсивным —15-16 пар в сутки. Единственную промежуточную остановку между главными городскими вокзалами — платформу Дзержинская — закрыли с 12 июля 2018 года. На последующих этапах планировалось снять железнодорожное движение вплоть до Мотовилихи, где собирались обустроить транспортно-пересадочный узел между пригородными поездами и трамваями. Для пригородных поездов Углеуральского и Чусовского направлений конечной станцией стала Пермь-I. А маршруты призрачных (по частоте присутствия в расписании) «городские электропоездов» Оверята — Пермь — Лёвшино — Голованово разделили на два несвязанных между собой участка — Оверята — Пермь-II и Пермь-I — Лёвшино — Голованово.
Однако жителям такой подход не понравился, а сменившееся городское руководство не настаивало на продолжении реализации прежних планов. По счастью, линию между вокзалами не разрушили, а лишь вывели из работы. С 17 сентября 2021 года движение электропоездов по участку между станциями Пермь I и Пермь II восстановили. А в сентябре 2024 года на возвращённой в работу линии началось строительство нового остановочного пункта Попова, который расположится в более привлекательном для пассажиров месте, чем прежняя платформа Дзержинская. Новая остановка для электричек кольцевого маршрута и пригородных поездов Горнозаводского направления будет оборудован высокой посадочной платформой островного типа длиной 195 м и шириной 8,25 м для приёма поездов на две стороны. Её оборудуют металлическим навесом, современной системой освещения, лестничным сходом с защитным ограждением и пандусом. Завершить все работы планируется до конца 2025 года.
Региональный проект по интеграции пригородного железнодорожного транспорта в транспортную систему Пермской агломерации получил название «Компактный город». Его первые результаты пассажиры увидели в 2020 году: с 1 сентября восстановлено регулярное пассажирское движение между Пермью и Краснокамском, прекращённое в 1992 году. Для этого на станции Краснокамск «с нуля» построена пассажирская платформа. Чуть позднее на маршруте обустроены ещё две остановки Рейда и Никитино. В дальнейшем с марта 2022 года маршрут части электричек перестал ограничиваться узловой станцией Пермь II и прошёл далее через станцию Пермь I до Лёвшина и Голованова, тем самым связав между собой отдалённые районы Перми и ближние пригороды., что дало больше беспересадочных связей. В то же время направленный съезд в районе станции Оверята, позволяющий отказаться от вынужденного движения со сменой направления и сократить время в пути на 15 минут, до сих пор не построен.
С 30 апреля 2022 года в Перми открыт маршрут «Пермское центральное кольцо». Электропоезда «Ласточка» стали совершать полный круг от станции Пермь II через станции и платформы Пермь I, Славяново, Мотовилиха, Язовая, Юбилейная, Балмошная, Кислотный, Молодёжная, КамГЭС, Лёвшино и Пермь-Сортировочная. От Перми-Сортировочной стало возможным в Лёвшино и к КамГЭС по правому берегу Камы быстрее, чем традиционным маршрутом через левый берег. В том же году для ПЦК на правом берегу Камы построены платформы на грузовой прежде станции Кабельная, а в 2023 году открыт остановочный пункт Комплекс ППИ. Также в 2022 году электропоезда взяли на себя часть нагрузки по перевозке пассажиров на время ремонтных работ на плотине КамГЭС: весной и летом действовал «челночный» железнодорожный маршрут Кабельная — Лёвшино. Для подвоза пассажиров к станциям электропоездов были организованы дополнительные автобусные рейсы. С апреля 2022 года до марта 2025 года количество кольцевых рейсов по ПЦК по внутреннему и внешнему кольцам было одинаковым — три пары поездов ежедневно. С 30 марта 2025 года по внутреннему кольцу совершается совершаться четыре рейса, а по внутреннему — два.
Кроме ПЦК, в апреле 2022 года были запущены 47 пригородных поездов по четырём диаметрам и кольцевому маршруту с беспересадочным следованием по станции Пермь II. Средний интервал в городской черте сократился с 42 мин. до 27 мин., а в часы пик составил 10–20 мин. Всего количество рейсов электричек в черте Перми увеличится с 84 до 108, из них 55 выполняется «Ласточками». Дополнительные поезда, главным образом, запущены по участку Пермь II — Пермь I — Лёвшино, где количество поездов в сутки увеличилось до 66. Средний интервал между поездами сократился до 27 минут, а в пиковые периоды — до 10-15 минут. Стоимость проезда в электропоездах в пределах Пермской агломерации по полному тарифу — 32 руб.
Помимо ПЦК, железнодорожники вводят в обиход пассажиров Пермской агломерации понятие «Пермские диаметры», обозначающее, что они могут проехать через станцию Пермь II без пересадки и по городскому тарифу.
Также в качестве сервиса для пассажиров обозначен маршрут ПД4 «Егошихинский» Пермь II — Голованово (14 поездов), хотя он не предусматривает транзитного движения через станцию Пермь II.
Маршруты проекта «Компактный город». Источник: Пермская пригородная компания
По состоянию на март 2025 года через станцию Пермь II транзитом следует семь пар поездов, а также 2,5 пары ускоренных поездов, на которые не распространяется единый городской тариф. На участке Пермь II Оверята курсирует 12 пар поездов (включая пять по линии до Краснокамска), а также две пары ускоренных поездов. На участке Пермь II Лёвшино курсирует 22 пары поездов (включая маршруты ПЦК), а также пять пар экспрессов. На участке Пермь II Ферма курсирует четыре пары поездов, а также три ускоренных.
С 2023 года в Пермской агломерации идёт подготовка к запуску пассажирского железнодорожного движения в Закамск. Начата процедура отчуждения железнодорожных путей вдоль Магистральной улицы от промышленного предприятия в собственность ОАО «РЖД». Для нового маршрута планируют обустроить четыре платформы: Светлогорская, Сысольская, Ласьвинская и конечную Химград. При этом, как и в Краснокамске, существующие железнодорожные пути также ориентированы относительно станции Пермь-II таким образом, что необходимо совершать смену направления движения на станции Курья либо строить новый прямой поворот от станции Промучасток. Время поездок из центра Перми для пассажиров рассчитывают сократить по сравнению с автобусным сообщением с полутора часов до 45 мин. Частота движения электричек может составить до 12 пар поездов в сутки.
Помимо линии в Закамск в октябре 2023 года Министерство транспорта Пермского края озвучило другие планы в рамках проекта «Компактный город», которые намечено реализовать совместно с Свердловской железной дороги:
Часть мероприятий реализуют в рамках проекта «Северный железнодорожный обход Перми», который позволит обеспечить пропуск дополнительных грузов с предприятий Березниковско-Соликамского узла на Транссиб и оптимизировать перевозочный процесс. Работы по нему планируется завершить в 2028 году, включая новый мостовой переход через Каму вместо прохождения через плотину КамГЭС, строительство железнодорожных путей с примыканием к станциям Кабельная и Лёвшино и прокладку соединительных путей на участке Пермь II — Блочная для движения пассажирских и пригородных поездов.
Ещё одно из свойств пермской железнодорожной системы — мультимодальные маршруты под девизом «Удобная электричка». С 2017 года в микрорайоне Лёвшино действует кольцевой подвозящий маршрут, согласованный с расписанием электропоездов. Он позволяет совершать поездки утром в центр города, а вечером обеспечивает развоз по микрорайону вернувшихся пассажиров. Позднее с 10 июня 2024 года аналогичная «Удобная электричка» появилась для пассажиров микрорайона Вышка-2: их автобусный маршрут везёт к платформе Язовая. Приобрести билет на электричку можно у кассира в автобусе, а с недавних пор также в мобильном приложении «РЖД пассажирам». По состоянию на март 2025 года стоимость проезда равна 40 руб. Проезд в автобусе для пассажиров электричек бесплатный.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, составленном компанией SIMETRA, по итогам 2023 года Пермь заняла первое место.
В 2012 году проект городской электрички в Ростове-на-Дону уже тестировали на маршруте «Ростов — Кизитеринка», но через пять дней работы его закрыли.
Для запуска городской электрички несколько остановочных пунктов были реконструированы с удлинением платформ. Также к остановкам электропоездов улучшили подходы.
С 28 марта 2016 года в тестовом режиме начала работать «Городская электричка». В часы пик электрички маршрутов Таганрог-2 — Ростов-Главный и Староминская — Ростов-Главный стали следовать через город со всеми остановками до станции Кизитеринка. Поезда со специальным городским тарифом стали курсировать в будни в часы пик. Затем единый городской тариф распространили на все пригородные поезда в черте Ростова-на-Дону.
С 17 сентября 2018 года зона охвата проекта выросла на пять остановок: добавились Ростов-Берег, Гниловская, Первомайская, Левенцовская, Сады. Поезда пошли по кольцевому маршруту Ростов-Главный — Ростов-Западный — Ростов-Главный. С января 2021 года их количество увеличилось: составы курсируют в утренние и вечерние часы пик как по внутреннему, так и по внешнему кольцу.
Схема движения поездов «городской электрички» Ростова-на-Дону. Источник: Северо-Кавказская ППК
С 7 ноября 2023 года городские поезда стали курсировать и в межпиковые часы: дополнительные рейсы назначены на маршруте Ростов-Западный — Кизитеринка. Количество рейсов городских поездов увеличилось до 14, при этом городской тариф продолжил действовать во всех 66 пригородных поездах, курсирующих в границах Ростова-на-Дону. С 23 мая 2024 года они выведены из расписания: изначально позиционировалось, что только на летнее время, но, как оказалось, рейсы не восстановили и позднее.
В 2023-2024 годах в Ростове-на-Дону занимались обустройством подходов к платформам городской электрички для повышения привлекательности сервиса. Также в 2024 году планировалось строительство двух новых остановочных пунктов — в Красном Аксае и на улице Соловьиной в районе Военведа, однако по состоянию на март 2025 года они не были открыты.
С 1 января 2025 года по территории Ростовской агломерации в пределах остановочных пунктов Рабочий Городок, Проспект Октября, Микояна, Ростов-Товарный, Сельмаш, Орджоникидзе, Развилка, Красный Аксай, Кизитеринка, а также Темерник, 1337 км, Ростов-Западный, 1330 км, Каратаево Сады, Левенцовская, Первомайская, Гниловская, Ростов-Берег стоимость проезда составляет 31 руб.
По состоянию на март 2025 года на участке Ростов-Главный — Кизитеринка курсирует 5,5 ежедневных пар пригородных поездов, а также 1,5 пары поездов «городской электрички». Между Ростовом-Главным и Ростовом-Западным через 1337 км курсирует 16,5 пар поездов в будни и 14,5 в выходные дни. По линии через Первомайскую на Таганрог и Ростов-Западный курсирует семь пар поездов в будни и пять в выходные дни.
Из соседнего с Ростовом-на-Дону Батайска и станции Заречная в черте Ростова-на-Дону по зонному тарифу можно доехать до станции Ростов-Главный за 25 руб. На этом участке курсирует 18-20 пар электропоездов в сутки. С 16 октября 2023 года один из утренних поездов следует из Таганрога транзитом через Ростов-Главный до Батайска: это первый, и пока не развившийся далее зародыш «Ростовского центрального диаметра».
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, составленном компанией SIMETRA, по итогам 2023 года Ростов-на-Дону занял 34-е место.
Саратов на начало 2024 года был самым населённым городом страны после 16 городов-миллионников: в городской черте проживало 887 тыс. жителей, а в черте всего городского округа Саратов — 937 тыс. жителей. На другом берегу Волги расположен Энгельсский муниципальный район с городом Энгельсом (223 тыс. жителей) и посёлком Приволжский (32 тыс. жителей). В Приволжском находится железнодорожная станция Анисовка и одноимённое моторвагонное депо, где базируются все электропоезда Саратовского железнодорожного узла. Непосредственно в Энгельсе пассажирское железнодорожное движение отсутствует.
Некоторый импульс развитию железнодорожных перевозок в Саратовской агломерации дало открытие 20 августа 2019 года нового аэропортового комплекса «Гагарин». Вблизи него на линии Саратов-1 — Тарханы обустроен остановочный пункт Аэропорт Гагарин. Для перевозки авиапассажиров были назначены дополнительные ускоренные поезда по маршруту Саратов-1 — Аэропорт Гагарин — Тарханы с оборотом на ближайшей станции, имеющей путевое развитие. В зависимости от расписания вылета и прилёта основных авиарейсов графики движения составов несколько раз корректируются. В ускоренном сообщении между центром Саратова и аэропортом ежедневно курсируют три пары поездов, ещё четыре пары следуют со всеми остановками, либо по более дальним маршрутам.
В связи с реконструкцией основных трамвайных линий Саратова по концессионному проекту электропоезда приняли на себя дополнительную нагрузку. Однако усиление движения было проведено точечно. С 13 ноября 2023 года по рабочим дням назначен утренний поезд по маршруту Примыкание — Саратов-1 — Трофимовский-1,а с 26 февраля 2024 года назначен обратный вечерний поезд сообщением Трофимовский-1 — Саратов-1 — Примыкание. Стоимость проезда в городской черте — 23 руб. за отсутствием других достижений 26 февраля 2025 года Саратовская ППК опубликовала пресс-релиз под заголовком «Пригородному поезду №6210 исполнился 1 год!». С учётом дальних маршрутов между станциями Примыкание и Трофимовский-1 курсирует 3,5 пары поездов в будни и 2,5 пары в выходные дни.
Схема линий городской электрички Саратова. Источник: Саратовская ППК
Через станцию Саратов-1 транзитом следует 9,5 пар поездов в будни и 8,5 пар в выходные дни. В летний период по средам и выходным дням назначаются дополнительные рейсы. На участке Саратов-1 — Трофимовский-1 курсирует 14,5 пар поездов в будни и 13,5 в выходные дни. На участке Саратов-1 — Анисовка курсирует 4,5-6,5 пар поездов в зависимости от дня недели.
Новые возможности для городских электричек может дать завершение строительства западного обхода Саратова Липовский — Курдюм — Ивановский, который намечено запустить в декабре 2025 года. Участок Курдюм — Ивановский строится с нули, а на участке Липовский — Курдюм восстанавливается ранее уложенный второй путь. Новая двухпутная железнодорожная линия позволит снять инфраструктурные ограничения для доставки грузов по коридору Север-Юг через линию Сенная — Волгоград-й без захода на станцию Саратов-1, а также к портам Азово-Черноморского бассейна.
Схема Саратовского железнодорожного узла. Источник: vc.ru
Перспективные маршруты «городской электрички» должны охватить пять из шести районов Саратова (кроме Волжского), охватив направления Саратов-1 — Жасминная, Саратов-1 — Зоринский и петлю Саратов-1 — Багаевка — Нефтяная — Саратов-1, часть которой используется пока только в грузовом сообщении.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, составленном компанией SIMETRA, по итогам 2023 года Саратов занял 68-е место.
В Санкт-Петербурге с оглядкой на Москву прорабатывались вопросы объединения северных и южных направлений в диаметральные маршруты. Однако любой из проектов требует строительства дополнительных путей, а то и электрификации участков, используемых для грузового движения. Ещё в 2015 году необходимые вложения в инфраструктуру оценивались минимум в 10 млрд руб. И пока к строительным работам в этом направлении и близко не подступили.
По одному из вариантов, озвученных в 2015 году, маршрут городских электропоездов должен был к 2025 году соединить станции Девяткино и Броневая, пройдя через действующие остановки электропоездов Новая Охта (бывшая Мурино), Ручьи, Ладожский вокзал, а также товарные станции Полюстрово, Глухоозёрская, Волковская и Цветочная. Другой вариант предполагал связать станции Ульянка и Парголово через существующие грузовые и пассажирские линии, проходящие через станции Предпортовая, Среднерогатская, Купчинская, Обухово, Сортировочная, Фарфоровская, Пост 5-й километр, Глухоозёрская, Ладожский вокзал, Пискарёвка, Ручьи, Депо Ручьи, Мурино и Парнас. В конце 2023 года эти планы трансформировались в идею создания к 2030 году двух диаметральных маршрутов Ораниенбаум — Белоостров (транзитом через аэропорт Пулково) и Гатчина — Токсово. Предполагается, что размеры движения поездов по маршрутам суммарно составят 90 пар в сутки, а интервал движения поездов в час «пик» на совмещённом участке обоих диаметров — не более 10 мин.
Источник: презентационные материалы Института экономики и развития транспорта к Российской неделе общественного транспорта – 2022
Реализация этих планов пока удалась лишь в малой части. В 2024 году по существующей инфраструктуре электропоезда в будние дни в часы пик стали курсировать по маршруту Капитолово — Девяткино — Ладожский вокзал. Ранее город Мурино, где расположена станция Девяткино и посёлок Кузьмоловский (станция Капитолово) прямого сообщения с Ладожским вокзалом не имели. На грузовой станции Полюстрово электропоезда по-прежнему не останавливаются. Также по-прежнему не решена задача связать берега Невы через Финляндский железнодорожный мост хотя бы каким-то регулярным железнодорожным маршрутом, хотя с Московского направления к Ладожскому вокзалу курсируют грузовые составы и пассажирские поезда дальнего следования.
Источник: Северо-Западная ППК
Впрочем, пути для электропоездов ещё нужно расчистить от грузовой работы. Чтобы оба диаметра смогли пройти через станцию Волковская, товарные поезда нужно перенаправить на Южное полукольцо Рыбацкое — Предпортовая, а также построить грузовые линии Павлово-на-Неве — Орехово (Северо-Восточный обход) и Владимирская — Бронка и перенести сортировочную работу со станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский на станции Шушары и Волховсктрой-1.
Источник: Презентационные материалы ОАО «РЖД» к Транспортной неделе – 2019
Некоторые успехи петербуржцами достигнуты в совершенствовании графиков движения. На некоторых запланированных направлениях Санкт-Петербург сумел реализовать тактовое расписание. Однако если в Москве на линиях МЦД и МЦК ровные интервалы движения соблюдаются в течение всего дня от начала движения до его закрытия, то в Северной столице пошли по более простому пути. На участках тактового движения поезда с равным интервалом отправляются утром в направлении центральных вокзалов, а вечером — в обратном направлении. При этом на противоположную точку отрезка поезда могут прибывать не с одинаковыми интервалами и некоторые поезда могут пропускать ряд промежуточных остановок.
С 11 декабря 2022 года по тактовому расписания стали работать электропоезда на линии Витебский вокзал — Павловск.
С 22 мая 2923 года тактовое движение введено на участке Балтийский вокзал — Ораниенбаум.
С 11 декабря 2023 года тактовое движение введено по рабочим дням в часы пик на участке Балтийский вокзал — Красное Село.
С 27 мая 2024 года тактовое расписание действует на маршруте Финляндский вокзал — Мельничный ручей, соединившей Всеволожск с Санкт-Петербургом.
С 18 декабря 2024 года на тактовый график в пиковые часы перешёл участок Финляндский вокзал — Сестрорецк.
На направлениях Московский вокзал — Тосно и Финляндский вокзал — Зеленогорск тактовое движение по существующим путям не реализовано. Также «заморожен», но не снят окончательно с повестки вопрос запуска пассажирского движения до города Сертолово, куда тоже предусмотрено тактовое движение по направлению Финляндский вокзал — Сертолово.
Источник: Северо-Западная ППК
Источник: Северо-Западная ППК
Источник: Северо-Западная ППК
Источник: Северо-Западная ППК
Источник: Северо-Западная ППК
Среди других планов по развитию железнодорожных перевозок — строительство остановочного пункта Пулковские высоты для связи новой жилой застройки на юге города с Балтийским вокзалом. Проект может быть реализован не ранее 2026 года.
В черте Санкт-Петербурга стоимость проезда в пригородных электропоездах за первые 20 км вне зависимости от дальности поездки по тарифу «Стандарт» (традиционные пригородные поезда) составляет 48,60 руб., по тарифу «Ласточка» — 58,0 руб. Каждый последующий километр стоит 2,43 руб. и 2,90 руб. соответственно.
Стоимость проезда в поездах пригородного сообщения категории «Стандарт», курсирующих по территории Ленинградской области стоит 46,20 руб. за первые 14 км вне зависимости от дальности поездки и 3,30 руб. за каждый последующий километр после 14-го (в электропоездах «Ласточка» — 53,48 руб. и 3,82 руб. соответственно).
В Челябинске железнодорожный транспорт в качестве городского не рассматривается, хотя пригородные поезда и обслуживают некоторые городские территории.
По шести направлениям перевозки выполняют 14 пар ежедневных поездов, а также 6-8 пар ускоренных поездов до соседних региональных центров (Екатеринбург, Курган), а также отдалённых городов региона (Магнитогорск, Бакал), не имеющих промежуточных остановок в Челябинской агломерации. Все поезда начинают или заканчивают свои маршруты на станции Челябинск-Главный.
В направлении на Троицк и Карталы в черте Челябинска на остановочных пунктах Локомотивная-2, Парк Б, Локомотив и Станционный останавливаются две пары ежедневных поездов. На направлениях на Миасс и Южноуральск через остановочные пункты и станции Локомотивная-1, Подстанция, Шершни и Пост 1120 км останавливаются 6 пар поездов в будни и 5,5 в выходные дни. Направление на Верхний Уфалей с остановочными пунктами и станциями 245 км, 244 км, Электростанция, 241 км и Шагол обслуживает всего одна пара ежедневных поездов (утром — в Челябинск, вечером — из Челябинска). По направлениям на Курган и Каменск-Уральский с остановками на платформах и станциях Тракторстрой, Переездный и Чурилово следует 4,5 пары поездов.
Стоимость одного пассажиро-километра в 2025 году составляет 3,49 руб. Стоимость проезда по самому протяжённому внутри Челябинска маршруту Челябинск-Главный — Шагол составляет 59.33 руб.
Схема железнодорожных маршрутов Челябинской области. Источник: Свердловская пассажирская компания
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, составленном компанией SIMETRA, по итогам 2023 года Челябинск занял 17-е место.
В ранее опубликованном обзоре были рассмотрены системы «городских электричек» и планы по их развитию в «Большой семёрке» — агломерациях Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары и Уфы.
В следующих материалах цикла будет рассказано о «городских электричках» и их проектах в менее крупных агломерациях страны.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.