Обновлены данные по поставкам трамваев и троллейбусов в города России в 2024 году

  • Павел Яблоков
    1 мая 2025 г. — 17:10
    54
    Иллюстрация: 

    В жизни каждой единицы подвижного состава общественного транспорта — троллейбуса, трамвая или автобуса — есть несколько памятных дат на пути к его основному предназначению: началу работы с пассажирами. Дата изготовления транспортного средства — лишь старт к дальнейшему пути: отправке с завода, прибытии техники на транспортное предприятие, приёмке техники, пусконаладке, обкатке и выпуске на маршрут.

    Но с какого момента можно считать поставку завершённой? События прошлого года в Ставрополе напомнили о том, что технику недостаточно просто доставить заказчику через сотни и даже тысячи километров. Вера в «русский авось» — то, что рано или поздно всё «устаканится», и технику примут — не всегда приносит результаты. Поэтому поставку можно считать законченной только после подписания актов приёмки-передачи. Причём заказчик может ещё на стадии объявления закупки установить, что приёмка всего заказа в несколько десятков единиц техники производится одной партией после окончания её доставки.

    В этой ситуации ни бравурные заверения заводов о завершении выполнения заказа сразу же по выходу техники за заводские ворота, ни многочисленные свидетельства очевидцев, видевших технику на технической обкатке на городских улицах, не свидетельствуют о реальных результатах обновления и пополнения парка подвижного состава. От первого известия о том, что в городе увидели новый троллейбус или трамвай до его принятия транспортниками в эксплуатацию могут пройти как считанные дни, так и долгие недели или месяцы, не говоря о том, что контракт на поставку можно и вовсе расторгнуть. В таких условиях количество техники, выпущенной заводами в течение каждого календарного года, не будет сходиться с данными о поставке подвижного состава в города страны.

    Осложняет ситуацию и то, что не всегда информация о закупках подвижного состава общественного транспорта является прозрачной и вообще публичной. Даже обязательные процедуры размещения документов в системе ЕИС Закупки могут производиться с нарушением установленных сроков. Из-за этого иногда итоги прошедших периодов приходится подводить заново при получении дополнительной информации.

    Не стал исключением и авторский коллектив Комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта (РАТ), который обновил ранее собранные данные о фактических поставках трамваев и троллейбусов в города России в 2024 году. Год, и без того уже признанный рекордным по поставкам обоих «классических» видов городского электротранспорта, ещё более упрочил свою позиции. Тем сложнее будет хотя бы повторить эти достижения в ближайшие годы с учётом последних тенденций в федеральной поддержке обновления подвижного состава. Но обо всём — по порядку.

    Троллейбусы

    Как сообщил авторский коллектив, в связи с несвоевременной публикацией данных по поставкам трамваев и троллейбусов на портале госзакупок при подведении итогов поставок за I квартал 2025 г. по состоянию на 10 апреля 2025 года выявлены новые данные, которые потребовали внесения поправок в опубликованные ранее данные по итогам поставок подвижного состава ГЭТ за 2024 год.

    Общая цифра поставок троллейбусов всеми заводами за 2024 год по уточнённым данным выросла до 892 единиц вместо ранее принятых 861, что вызвано публикацией уточнённых данных по поставкам троллейбусов во Владивосток и Чувашию.

    В 2024 году во Владивостоке были приняты не 13, а 12 троллейбусов — оставшиеся четыре машины приняты уже в 2025 году. Таким образом, завод «Транс-Альфа» в 2024 году поставил по разным заказам не 123, а 122 троллейбуса.

    В троллейбусные депо Чувашии в 2024 году по уточнённым данным, поступили не 121, а 153 троллейбуса по четырём контрактам, подписанным в 2023-2024 годах:

    • закупка 20 машин (конкурс проведён в декабре 2023 года; машины приняты в 2024 году; финансирование — инфраструктурные облигации ДОМ.РФ; закупка № 32313124615);
    • закупка 72 машин с увеличенным автономным ходом (конкурс проведён в декабре 2023 года; машины приняты в 2024 году; финансирование — инфраструктурные облигации ДОМ.РФ; закупка № 32313124605);
    • закупка 21 машины с увеличенным автономным ходом (прямой контракт без конкурса; машины приняты в 2024 году; финансирование — республиканский бюджет Чувашии за счёт поправок в конце 2023 года);
    • закупка 40 машин (конкурс проведён в сентябре 2024 года; машины приняты в 2024 году; финансирование — по программе «Безопасные и качественные дороги»; закупка № 0815500000524009547).

    59 из поступивших в ГУП «Чувашское транспортное управление» троллейбусов по состоянию на середину апреля эксплуатируются в Новочебоксарске, а 94 — в Чебоксарах. Поскольку депо единого республиканского предприятия горэлектротранспорта размещены в обоих городах, то с момента получения техники уже прошло её частичное перераспределение между эксплуатационными площадками.

    Таким образом, АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» в 2024 году всего поставило по разным заказам 372 троллейбуса, часть которых была выпущена заводом в конце 2023 года.

    Напомним все полученные городами модели техники:

    • Брянск — 23 троллейбуса модели 6281.00 «Адмирал» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Балаково — 12 троллейбуса с увеличенным автономным ходом (ТУАХ) модели 6281.01 «Адмирал» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Видное — 1 кузов первой комплектности Тролза-5265.02 «Мегаполис» из складских остатков (капитально-восстановительный ремонт троллейбус ЗиУ-682Г);
    • Владимир — 3 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Владивосток — 12 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Волгоград — 20 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Вологда — 1 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Екатеринбург — 6 ТУАХ модели BKM-32100D Olgerd производства BKM Holding и 19 ТУАХ модели Синара-6254.00 производства «Синара-Городские машины»;
    • Ижевск — 19 ТУАХ модели Volgabus-5270Т «Пересвет» производства «Бакулин Моторс Групп»;
    • Йошкар-Ола — 5 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Казань — 39 троллейбусов модели МАЗ-303Т22 с автономным ходом до двух километров производства холдинга «БелАвтоМАЗ»;
    • Калининград — 13 ТУАХ модели Синара-6254.00 производства «Синара-Городские машины» и два ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Кемерово — 50 ТУАХ модели 6281.01 «Адмирал» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Ковров — 14 троллейбусов модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Миасс — 10 ТУАХ модели Синара-6254.00 производства «Синара-Городские машины»;
    • Мурманск — 8 троллейбусов модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» и 3 МАЗ-203Т20 производства холдинга «БелАвтоМАЗ»;
    • Новороссийск — 15 ТУАХ модели BKM-32100D Olgerd производства BKM Holding;
    • Новосибирск — 169 ТУАХ модели УТТЗ-6241.01 «Горожанин» производства УТТЗ;
    • Новочебоксарск — 42 ТУАХ и 17 троллейбусов модели УТТЗ-6241.01 «Горожанин» производства УТТЗ;
    • Пенза — 40 ТУАХ модели УТТЗ-6241.01 производства УТТЗ;
    • Петрозаводск — 27 троллейбусов модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Подольск — 2 кузова первой комплектности Тролза-5265.02 «Мегаполис» из складских остатков (капитально-восстановительный ремонт троллейбус ЗиУ-682Г);
    • Рязань — 5 ТУАХ ПКТС-6281.01 «Адмирал» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Санкт-Петербург — 24 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» и 23 троллейбуса БКМ-32100 Olgerd;
    • Томск — 2 ТУАХ модели 6281.01 «Адмирал» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Тула — 2 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Уфа — 10 ТУАХ модели УТТЗ-6241.01 «Горожанин» производства УТТЗ;
    • Хабаровск — 17 ТУАХ модели Volgabus-5270Т «Пересвет» производства «Бакулин Моторс Групп»;
    • Чебоксары — 43 троллейбуса и 51 ТУАХ модели УТТЗ-6241.01 «Горожанин» производства УТТЗ;
    • Челябинск — 78 ТУАХ модели Синара-6254.00 и 56 троллейбусов модели Синара-6254.01 производства «Синара-Городские машины»;
    • Ярославль — 4 троллейбуса модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» и 5 троллейбусов модели Синара-6254.01 производства «Синара-Городские машины».

    Трамваи

    В результате уточнений общая цифра поставок трамваев всеми заводами за 2024 год увеличилась с 500 до 502 единиц. Это произошло за счёт опубликования в I квартале 2025 года данных по приёмке первого в серии трамвайного вагона модели 71-638-02 «Поларис» производства Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ). Он поступил в Санкт-Петербург в конце декабря и принят по акту приёма-сдачи 25 декабря 2024 года (вагон с заводским № 2).

    Также по аналогии с кузовами троллейбусов учтена поставка в Иркутск одного кузова трамвайного вагона серии АВМЮ.661271.002 производства екатеринбургского ООО «Горизонт» (внесён в Реестр российской промышленной продукции; в городах страны, включая Магнитогорск и Златоуст, этот проект известен как 71-605РМ13).

    Более подробно о всех городах поставки и полученных ими моделях техники:

    • Волгоград — 50 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» и 12 трёхсекционных вагонов двустороннего движения модели 71-932 «Невский» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Екатеринбург — 1 трёхсекционный вагон модели 71-639 «Кастор» производства УКВЗ и 1 односекционный вагон модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Иркутск — 1 частично низкопольный вагон (кузов первой комплектности с капитально отремонтированными тележками) модели 71-605РМ13 (АВМЮ.661271.002 согласно Реестра российской промышленной продукции) производства ООО «Горизонт»;
    • Краснодар — 20 односекционных вагонов модели 71-623-04 производства УКВЗ и 20 односекционных вагонов модели Т811-Синара производства BKM Holding;
    • Красноярск — 1 односекционный вагон модели 71-628М-02 производства УКВЗ;
    • Курск — 14 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Липецк — 18 односекционных вагонов модели 71-628-02 производства УКВЗ;
    • Нижний Новгород — 51 односекционный вагон модели Т811 «МиНиН» совместного производства BKM Holding и ООО «Нижэкотранс»;
    • Новосибирск — 6 односекционных высокопольных вагонов модели 62103 и 14 односекционных частично низкопольных вагонов модели Т 701 производства BKM Holding (кузова первой комплектности);
    • Новотроицк — 12 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Пермь — 14 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Пятигорск — 1 односекционный вагон модели 71-411 производства завода «Уралтрансмаш»;
    • Самара — 3 односекционных частично низкопольных вагона модели Т701 (кузова первой комплектности) и 6 односекционных вагонов модели Т811 производства BKM Holding;
    • Санкт-Петербург — 1 трёхсекционный вагон двустороннего движения модели 71-932 «Невский», 24 трёхсекционных вагона модели 71-931М «Витязь-М», 32 двухсекционных вагона модели 71-923М «Богатырь-М» и 5 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы», а также 18 трёхсекционных вагонов двустороннего движения модели 71-431Р «Достоевский», 30 двухсекционных вагонов модели 71-421Р «Довлатов» производства завода «Уралтрансмаш» и 1 трёхсекционный вагон двустороннего движения модели 71-638-02 «Поларис» производства УКВЗ;
    • Саратов — 6 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» и 20 двухсекционных вагонов модели 71-923М «Богатырь-М» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Томск — 5 односекционных вагонов модели 71-628.02 производства УКВЗ;
    • Тула — 5 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Улан-Удэ — 2 односекционных вагона модели 71-923М «Богатырь-М» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Хабаровск — 11 односекционных вагонов модели 71-623-04 производства УКВЗ;
    • Челябинск — 41 односекционный вагон модели 71-628-01 и 30 частично низкопольных вагонов модели 71-623-04.01 производства УКВЗ;
    • Ярославль — 26 односекционных вагонов модели 71-628-02 производства УКВЗ.

    Ранее группа авторов аналитического отчёта «Подвижной состав городского электрического транспорта в РФ» подчитала, что на закупку в 2024 году рекордного количества троллейбусов и трамваев было потрачено более 70 млрд рублей.

    Тем временем Комитет по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта (РАТ) уже подвёл первые итоги поставок трамваев и троллейбусов в 2025 году, с которыми читатели TR.ru — Транспорт в России будут познакомлены в ближайшее время.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.