Нижний Новгород: о судьбе троллейбусов, трамваев и электробусов в транспортной реформе

  • Павел Яблоков
    31 августа 2023 г. — 22:00
    1969
    Иллюстрация: 

    ГКУ Нижегородской области «Центр развития транспортных систем» / crts.52gov.ru

    В последнее время на самом высоком уровне стали говорить о необходимости обновления общественного транспорта, в том числе городского электрического. Однако отрасль нуждается не просто в замене старого подвижного состава и всех элементов инфраструктуры ГЭТ. Одна из наиболее амбициозных заявок в этом плане у Нижнего Новгорода, где две трети троллейбусной сети готовятся по примеру Москвы заменить электробусами. Планы по обновлению транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода оказались весьма зависимыми от федерального софинансирования их реализации.

    Пока первые электробусы для Нижнего Новгорода ещё только собирают на заводах, а троллейбусы всех трёх нижегородских депо продолжают перевозить пассажиров по доступным им линиям, TR.ru — Транспорт в России предлагает вспомнить о состоянии городского электрического транспорта Нижнего Новгорода в последние годы, порассуждать о трансформации, последствиях принятых решений и возможных альтернативах.

    Нижний Новгород: краткий экскурс

    По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2022 года население Нижнего Новгорода оценено в 1,234 млн жителей. По численности населения город занимает шестое место в стране, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу и Казани.

    Трамвайное движение в Нижнем Новгороде открыто в 1896 году. Трамвайная сеть Нижнего Новгорода в физическом плане едина, хотя и исход событий в прошлом десятилетии мог быть иным. В 2010 году нагрузку на находившийся в аварийном состоянии Канавинский мост через Оку решили снизить за счёт снятия трамвайного движения. А в 2015 году в ходе предстоявшей реконструкции Молитовского моста рассматривался вопрос ликвидации трамвайного движения и на нём, однако всё-таки решили пути сохранить: вагоны не проезжали по мосту лишь несколько месяцев в 2016 году. Линия по Молитовскому мосту остаётся единственной связывающей сети депо № 2 и № 3 с нагорной частью города, где основным перевозчиком является депо № 1.

    Маршрутная сеть трамвая имеет разрывы. Долгие годы в маршрутном движении не используется 1,5-километровый участок между конечными остановками «Московский вокзал», расположенными с разных сторон железной дороги, по которому ежедневно трамваи следуют «нулевыми» рейсами из/в депо № 2.

    После закрытия в 2010 году трамвайной линии по Канавинскому мосту в декоративный превратился тупиковый участок линии по Зеленскому съезду и Рождественской улице. В ходе благоустройства последней был выбран «компромиссный» вариант, по которому половина проезжей части сохранялась для автомобилей, а другая была отдана трамваям и пешеходам. В результате линия по Рождественской улице, заканчивающаяся у въезда на Канавинский мост, стала однопутной. Обладая ограниченной пропускной способностью и при наличии значительного потока автобусов и «маршруток», проезжающих далее по мосту, линия лишилась стабильного пассажиропотока, став туристическим объектом: маршрутные трамваи стали работать на маршруте № 11 только в тёплую часть года. Но и в таком виде по ряду причин маршрут не действовал почти три года, с 5 ноября 2019 года до 10 сентября 2022 года.

    Троллейбусное движение в Нижнем Новгороде открыто 27 июня 1947 года. Всего действует три исторически сформированных изолированных друг от друга сети. Вслед за сетью депо № 1 с 6 марта 1948 года открыта сеть депо № 2. Самой молодой является сеть депо № 3, открытая 27 мая 1967 года.

    В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, выпущенном в 2022 году компанией SIMETRA, Нижний Новгород занял достаточно высокое шестое место. Годом ранее позиция была пятой. Нужно отметить, что в Рейтинге места не присуждаются городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу, так как их финансовые возможности гораздо выше других городов. Впрочем, в 2022 году обе столицы «взвесили» по методике Рейтинга. И если Москва ожидаемо ушла в отрыв от всех, то Санкт-Петербург затерялся между Екатеринбургом и Казанью. Поэтому фактически место Нижнего Новгорода оказалось восьмым, и вперёд он пропустил менее крупные города, не входящие в группу миллионников — Новокузнецк и Ижевск. Из заслуг Нижнего Новгорода можно отметить физическую доступность, по которой он в 2022 году опередил всех участников рейтинга, а в 2021 году был наравне с Казанью. Среди сомнительных достижений нижегородского транспорта — слабая работа с приоритетом движения общественного транспорта. Летом 2019 года город последним из миллионников запустил выделенную полосу.

    По количеству магистральных маршрутов Нижний Новгород в 2022 году также занимал шестое место в стране наряду с Ижевском, однако «выезжал» во многом за счёт двух линий метро. Ещё пять из 11 магистральных направлений обслуживались автобусами (№№ А-26, А-40, А-48, А-61, А-71), три — трамваями (№№ 3, 8, 417), а среди троллейбусов магистральным был только один — троллейбусный № 14.

    Основным видом наземного транспорта в Нижнем Новгороде с большим перевесом остаются автобусы. По состоянию на август 2023 года, в реестре муниципальных маршрутов Нижнего Новгорода зарегистрировано 128 маршрутов: 15 троллейбусных, 13 трамвайных и 100 автобусных. Трамвайную сеть обслуживает ООО «Экологические проекты», троллейбусную ГП НО «Нижегородэлектротранс». 59 автобусных маршрутов обслуживает ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс», ещё 41 маршрут — частные перевозчики (в том числе три — по нерегулируемым тарифам).

    Транспортная ситуация в Нижнем Новгороде образца 2023 года более позитивна, чем 18 лет назад, когда к 20-летию Нижегородского метрополитена дальнейшее строительство метро находилось под большим вопросом, а городские маршруты захватили полчища «ПАЗиков».

    В 2012 году открылась станция метро «Горьковская» — первая в Нагорной части города, в 2018 — станция «Стрелка», и вместо «вилочного» движения поезда стали следовать по двум независимым линиям (Автозаводской и Сормовско-Мещерской) с пересадочной станцией «Московская». В 2021 году объявлен тендер на проектирование и строительство нового участка Автозаводской линии метро со строительством двух новых станций «Площадь Свободы» и «Сенная» в нагорной части города, а с 2022 года начаты строительные работы, которые планируют завершить до конца 2025 года. В то же время именно развитие метро ухудшило положение троллейбусного хозяйства города.

    Подвижной состав ГЭТ

    Обновление подвижного состава городского электротранспорта в последние годы носило столь нечастый характер, что его перечисление не займёт много места. Если бы не безвозмездная помощь столичных властей, требовавшая от города лишь затрат на транспортировку техники, перечень был бы ещё короче.

    На лето 2014 года, согласно данным «Атласа городского электрического транспорта Российской федерации» («атласа ГЭТ»), в городе работало 306 пассажирских трамвайных вагонов на сети линий длиной 154,3 км одиночного пути.

    В 2016 году постоянную прописку в Нижнем Новгороде получил один из первых отечественных трёхсекционных трамвайных вагонов модели 71-409 производства завода «Уралтрансмаш», находившийся в городе на испытаниях с 2014 года.

    В 2018 году Нижний Новгород получил подарком от Правительства Москвы 11 трамвайных вагонов типа 71-153.3 (ЛМ-2008), в 2020 — 10 трамвайных вагонов модели 71-619А, в 2021 — 10 МТТЧ на базе Tatra T3SU, а в начале 2022 года — ещё 25 МТТЧ.

    В 2021 году Нижний Новгород приобрёл по лизинговой схеме 11 вагонов модели 71-415Р с элементами ретростиля.

    На лето 2014 года, согласно данным атласа ГЭТ, в городе работало 194 пассажирских троллейбуса. По данным Правительства Нижегородской области, в 2021 году в Нижнем Новгороде насчитывалось 278 км одиночного пути троллейбусных линий, а инвентарь подвижного состава состоял из 157 троллейбусов.

    Троллейбусное хозяйство Нижнего Новгорода в 2020 году укрепилось сначала 30 московскими троллейбусами (10 Тролза-5265 «Мегаполис», 16 БКМ-321 и четыре ВМЗ-5298.01), а потом ещё 40 (20 СВАРЗ-МАЗ-6235, шесть БКМ-321, шесть СВАРЗ-623501, пять ВМЗ-62151, два Тролза-6206, и один СВАРЗ-6237).

    На этом «московский» ресурс в буквальном смысле исчерпался. Троллейбусное движение в городе, за исключением «музейного» маршрута, закрылось, и всю работоспособную и неработоспособную технику раздали по регионам.

    В 2022 году троллейбусный парк Нижнего Новгорода пополнился двумя новыми троллейбусами с увеличенным автономным ходом БКМ 32100D.

    ГЭТ: отставание в развитии сети

    За последние годы в Нижнем Новгороде поменялись места отправления многих пригородных и междугородных автобусов. Городской электротранспорт не поспевал за переменами.

    Осенью 2015 года была открыта автостанция «Щербинки-2». К ней перевели автобусные маршруты от автостанции «Сенная», автостанции «Канавинская», а также остановочного пункта «Щербинки-2». До нового автобусного терминала маршруты городского электротранспорта за почти восемь лет так и не довели, хотя «Нижегородэлектротранс» ещё тогда же, в год открытия нового объекта притяжения, сделал все локально-сметные расчёты на контактную сеть троллейбуса, материалы и стоимость монтажных работ.

    Строительство 800-метровой линии от кольца «Щербинки-2» до автостанции не было поддержано финансированием на городском уровне.

    Ещё раньше в городе прекратил работу автовокзал на пл. Лядова, находившийся рядом с трамвайной и троллейбусной линиями.

    В 2018 году вместо автостанции «Канавинская» открылся ТПУ «Канавинский». Несмотря на схожесть названий, новый объект расположился в 1,5 км от старого, утратив соседство с трамвайными линиями: вблизи нового автовокзала проходят лишь троллейбусные маршруты и линия метро.

    Аналогичным образом электрический транспорт не успевал приходить в новые микрорайоны, где безальтернативным транспортом тоже становились автобусы, которые по пути к новым окраинам нередко проходят вдоль трамвайных и троллейбусных маршрутов.

    Дзержинск: краткий экскурс

    Второй по численности населения город Нижегородской области расположен к западу от областного центра и является его близким соседом. Железнодорожная станция Дзержинск расположена в 33 км от Московского вокзала Нижнего Новгорода. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2022 года население Дзержинска оценено в 225,5 тыс. жителей.

    Трамвайное движение в Дзержинске открыто 7 ноября 1933 года. С 2015 года Нижний Новгород является единственным городом в Нижегородской области с трамвайным движением: в Дзержинске из электротранспорта остались работать лишь троллейбусы. Практически вся трамвайная инфраструктура в городе демонтирована.

    Троллейбусное движение в Дзержинске открыто 15 апреля 1976 года. На лето 2014 года, согласно данным атласа ГЭТ, в городе работало 68 пассажирских троллейбусов на контактной сети общей протяжённостью 71 км. По данным справочника «Троллейбусы мира от А до Я», в 1980 году в Дзержинске работало 69 троллейбусов, а протяжённость сети в двупутном исчислении составляла 21,7 км, в 1990 году — 67 троллейбусов (21,7 км), в 2000 году — 62 троллейбуса (22,2 км), в 2010 году — 76 троллейбусов (32,1 км).

    В 2020 году Дзержинск получил в качестве безвозмездной помощи от Правительства Москвы 40 троллейбусов 2005-2012 годов выпуска (10 СВАРЗ-МАЗ-6235.00, девять СВАРЗ-6235.01, восемь Тролза-6206, семь ВМЗ-5298.01 «Авангард», три БКМ-321, два Тролза-5265 «Мегаполис» и один МТРЗ-52971 «Садовое кольцо»).

    В 2018 году в Дзержинске готовилась реформа маршрутной сети, в ходе которой из пяти троллейбусных маршрутов планировалось оставить только три, а ещё два новых открыть «когда-нибудь». При этом без работы остались бы участки троллейбусной контактной сети на заезде к Онкологическому диспансеру по ул. Ватутина и ул. Революции, а также части ул. Черняховского и Октябрьской ул. Изменение роли троллейбусов обосновывалось тогда и старением парка подвижного состава.

    В результате в отношении электротранспорта была реализована только первая часть, новых участков контактной сети не появилось. В 2020 году в процессе реконструкции ул. Грибоедова и ул. Маяковского на маршрутах №№ 2, 2А и 6 установлен нулевой выпуск, хотя и в 2023 году они продолжают числиться в муниципальном реестре маршрутов. Однако встречно-кольцевым маршрутам №№ 3 и 4 введён заезд на петлю к онкодиспансеру, что позволило сохранить обслуживание троллейбусной сети.

    С 1 сентября 2021 года в Дзержинске восстановлен отменённый с 1 мая 2013 году троллейбусный маршрут № 1. Однако за время бездействия была демонтирована контактная сеть на участке от троллейбусного депо до завода пластмасс. Поэтому возрождённая единица курсирует только на участке «Троллейбусное депо — Вокзал», задействовав в маршрутном движении участок, использовавшийся несколько лет только для выезда/заезда троллейбусов из/в депо.

    Изменение троллейбусной сети Нижнего Новгорода в последние годы

    Если трамвайная сеть Нижнего Новгорода, за исключением утраты линии по Канавинскому мосту, в последние 15 лет остаётся стабильной и предпосылок к её сокращениям нет, то троллейбусный транспорт подвергался большим изменениям, и, как будет рассказано дальше, имеет достаточно туманное будущее.

    В 2008 году из-за строительства метромоста демонтирована линия по прилегающим участкам Коммунистической ул., ул. Луначарского и ул. Ивана Романова. При этом маршруты №№ 18 и 28 отменены, а полностью сохранивший контактную сеть маршрут № 23 «Памирская ул. — Красная Этна» из-за невозможности проезда из/в депо № 2, переведён на обслуживание автобусами под № 23А.

    Не раз лихорадило маршрут № 8. В августе 2016 года он был отменён по трассе «платф. Чаадаева — Дубравная ул.», затем в октябре 2017 года восстановлен по трассе «Дубравная ул. — Московский вокзал». С 23 августа 2022 года маршрут № 8 снова отменён ввиду как нехватки подвижного состава на его полноценное обслуживание, так и в связи с дублированием более длинного автобусного маршрута № А-95 «Дубравная ул. — пл. Свободы».

    В 2017 году отменён маршрут № 26 «пл. Минина и Пожарского — Сенная пл. — микрорайон Кузнечиха-2». Ещё раньше в 2014 году отменён маршрут № 1 «пл. Минина и Пожарского — Верхние Печёры».

    С 2020 года в Нижнем Новгороде начала реализовываться концепция «Чистое небо». В конце 2020 года контактную сеть сняли с ул. Ульянова и Большой Печёрской ул., где раньше проходили трассы маршрутов №№ 1 и 26. Тогда же разворотное кольцо троллейбусных маршрутов №№ 13, 17 и 31 на пл. Минина и Пожарского перенесли ближе к Большой Покровской ул., сняв провода на участке от Дмитриевской башни до памятника Чкалову. Весной 2022 года демонтаж продолжится и далее по ул. Родионова, Казанскому шоссе и ул. Бринского. В то же время стоит отметить, что на Варварской ул., где проходят трассы трёх из четырёх троллейбусных маршрутов нагорной части города, в рамках проекта «Чистое небо» в 2021 году убрали все воздушные коммуникации, кроме контактной сети для электротранспорта.

    При этом ещё в 2021 году на демонтированные линии по ул. Бринского и Казанскому шоссе были совсем другие планы. Комиссия Гордумы Нижнего Новгорода по транспорту и дорожному хозяйству 10 марта 2021 года провела выездное заседание по вопросам деятельности и перспектив развития МП «Нижегородэлектротранс». Тогда руководителем муниципального перевозчика было сообщено о возможности возобновления маршрута от микрорайона Кузнечиха-2 до микрорайона Верхние Печоры. В различных источниках маршрут упоминался под № 16 и планы по его запуску озвучивались вплоть до февраля 2022 года. Но в итоге с 1 сентября по трассе ранее планировавшегося троллейбусного маршрута № 16:организован маршрут автобуса № А-47 «микрорайон Верхние Печёры — ЖК Новая Кузнечиха».

    С 23 апреля 2022 года в связи с производством работ по продлению Автозаводской линии метрополитена от станции «Горьковская» до станции «Сенная» снято троллейбусное движение между пл. Свободы и пл. Максима Горького, трассы троллейбусных маршрутов №№ 9 и 31 сокращены. Позднее, с 1 сентября 2022 года между пл. Максима Горького и пл. Минина и Пожарского через пл. Свободы запущен автобусный маршрут № А-4.

    С 23 августа 2022 года маршрут троллейбуса № 25 «микрорайон Мещерское озеро — Архангельская ул.» на участке между остановками «Мещерское озеро» и «Актюбинская ул.» вместо Московского вокзала направлен через метро «Бурнаковская». Одновременно на частично сходим с ним маршруте № 3 «платф. Чаадаево — микрорайон Мещерское озеро»: в расписании остались лишь по паре рейсов в утренние и вечерние часы пик, на линии остался работать один троллейбус вместо четырёх. Также закреплены в качестве постоянных введённые с 23 апреля 2022 года трассы троллейбусных маршрутов №№ 9 и 31. При этом по бывшей части маршрута № 31 с 1 сентября организован новый маршрут автобуса № А-4 «пл. Минина и Пожарского — пл. Горького» по Варварской ул., пл. Свободы и ул. Максима Горького.

    С 5 ноября 2022 года в связи с началом работ по реконструкции трамвайной сети ГП НО «Нижегородэлектротранс» возобновило работу троллейбусного маршрута № 5 «Мещерское озеро — пос. Комсомольский», закрытого  с 12 сентября 2018 года из-за ремонта инженерных сетей на Пролетарской ул. и в 2021 году исключённого из городского реестра. Расконсервирована линия в пос. Комсомольский.

    С 8 июля этого года из-за строительства станции метро «Площадь Свободы» снято движение троллейбусов маршрутов №№ 9, 13, 17 от Советской пл. до пл. Минина и Пожарского. Маршруты №№ 9 и 17 направлены до пл. Горького через ул. Бекетова и просп. Гагарина. Маршрут № 13 следует от микрорайона Щербинки-2 до 4-го микрорайона по просп. Гагарина, ул. Бекетова, ул. Ванеева, ул. Рокоссовского, ул. Ивлиева, ул. Васюнина. Для компенсации исключённого из троллейбусных маршрутов участка введён новый автобусный маршрут № А-39 «микрорайон Кузнечиха-2 — пл. Минина и Пожарского». А вот автобусный маршрут № А-4, ранее введённый вместо части троллейбусного маршрута № 31, отменён до окончания работ. В районе пл. Свободы контактная сеть троллейбуса демонтирована.

    Троллейбусы с УАХ: назревшая необходимость и пробные рейсы

    Во многих городах России ещё с начала 2010-х годов экспериментируют с новым видом троллейбусов, менее зависимым от контактной сети. Потребность в нём уже неоднократна демонстрировалась и нижегородскими событиями.

    В 2018 году из-за проведения Чемпионату мира по футболу—2018 маршруты электротранспорта Нижнего Новгорода подверглись сокращению там, где автобусы находили объезд по соседним улицам. К этому привело отсутствие троллейбусов с увеличенным автономным ходом. В связи с обустройством фан-зоны, занявшей часть пл. Минина и Пожарского маршруты №№ 9, 13, 17, 31 укоротили до пл. Свободы, в то время как автобусные маршруты пустили по параллельным улицам вместо Варварской.

    А весной того же 2018 года из-за локальных работ на пл. Киселёва в рамках реконструкции автодороги от аэропорта Стригино до центра города и стадиона «Нижний Новгород» количество обслуживаемых троллейбусных маршрутов депо № 3 сокращалось с шести маршрутов до одного. При этом пассажиры автобусных маршрутов продолжали обслуживаться по прежним трассам.

    Актуальна проблема нехватки «автономников» и в 2023 году. Так, с 16 по 26 мая, в связи с капитальным ремонтом путепровода на 4 километре Московского шоссе через Кузбасскую ул., пришлось временно приостановить работу троллейбусного маршрута № 25 и изменить троллейбусный маршрут № 10. Впоследствии контактную сеть восстановили на временной трассе, которая будет действовать несколько месяцев в течение ремонта путепровода, но с более современным подвижным составом можно было бы продолжить работу без ограничений, как с автобусами.

    В августе 2021 года в Нижнем Новгороде запустили первый троллейбус с увеличенным автономным ходом до 20 км. Для его испытаний выбрали модифицированную версию маршрута № 17, конечной которого вместо кольца вокруг кварталов микрорайона Кузнечиха-2 стал новый микрорайон «Цветы». Тогда же при презентации новой машины заместитель губернатора Нижегородской области отметил, что троллейбусы с увеличенным запасом автономного хода позволяют продолжать реализацию в Нижнем Новгороде программы «Чистое небо», сделав акцент на том, что можно не закрывая троллейбусные маршруты, иметь возможность продлить их в новые строящиеся микрорайоны, экономя при этом на обслуживании контактной сети.

    Планирование дальнейших закупок техники предполагалось после оценки работы троллейбуса-электробуса в местных условиях. Новая техника при этом могла оказаться местного производства. Рейсы под № 17Ц выполнялись до конца января 2022 года, после чего троллейбус БКМ-32100D отправился в ЦНИИ «Буревестник» в качестве наглядного пособия для освоения перспективного производственного задания. В рамках программы диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса АО «ЦНИИ «Буревестник» (входит в концерн «Уралвагонзавод» в составе госкорпорации «Ростех») заключило с компанией «БКМ Холдинг» (Белкоммунмаш) лицензионный договор на совместную сборку на производственной площадке ЦНИИ «Буревестник» троллейбусов моделей 32100D и 43300D.

    Уже в 2022 году в случае наличия в Нижнем Новгороде достаточного количества троллейбусов с увеличенным автономным ходом, иным мог быть итог противостояния автобусного маршрута № А-95 и троллейбусного № 8, закончившегося отменой последнего.

    Нижегородская транспортная агломерация

    Нижегородская область стала одним из первых регионов, перераспределивших полномочия по организации регулярных пассажиров и багажа между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.

    Такой подход позволил создать единый орган управления муниципальными и межмуниципальными перевозками в лице Минтранса Нижегородской области и подконтрольных ему структур и консолидировать бюджетные средства.

    Изменения утверждены Законом Нижегородской области от 23.12.2019 № 168-З. В сформированную таким образом Нижегородскую транспортную агломерацию вошли транспортные системы городских округов Нижний Новгород, Бор, Дзержинск, Арзамас, а также Балахнинского, Городецкого, Кстовского и Богородского муниципальных районов Нижегородской области.

    Роль местного «Организатора перевозок» возложена на ГКУ НО «Центр развития транспортных систем», образованное весной 2022 года на базе ранее существовавшего ГКУ НО «Центр безопасности дорожного движения».

    В 2021-2022 годах основные транспортные предприятия региона, обслуживающие Нижний Новгород, сменили учредителей и организационно-правовую форму. МП «Нижегородпассажиравтотранс» преобразовано в ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс», а МП «Нижегородэлектротранс» — в ГП НО «Нижегородэлектротранс». Также госпредприятиями стали муниципальные автопарки нескольких городских округов и районов. В то же время дзержинское МУП «Экспресс», занимающееся автобусными и троллейбусными перевозками, осталось в муниципальной собственности.

    23 августа 2022 года дан официальный старт реформы транспортной системы Нижегородской области. Новую маршрутную сеть по заказу региональных властей разработало АО «Институт Стройпроект». Общественное информирование о новой маршрутной сети нижегородской агломерации началось с декабря 2021 года.

    Положение городского электротранспорта начавшаяся реформа не улучшила, а скорее наоборот. Планировавшаяся отмена 21 маршрута частных перевозчиков, наиболее болезненно воспринятая пассажирами и транспортным сообществом, отодвинута до 2024-2025 годов: к тому времени закончатся сроки действия свидетельств на право выполнения перевозок по регулярным маршрутам, которые продлять не будут.

    Более того, с 23 августа 2022 года на маршрутах нижегородских частных перевозчиков стали действовать льготные проездные билеты, а частные транспортные компании подключили к обслуживанию всех видов электронных проездных, записываемых на транспортную карту, включая тарифы с бесплатными пересадками в течение 60 или 90 минут. Льготные категории граждан стали пользоваться первым попавшимся автобусом попутного направления, а не ждать «социальные» автобусные, трамвайные и троллейбусные рейсы. Тем самым пассажиропоток на маршрутах электротранспорта ещё больше снизился.

    Планы по ГЭТ в реформе

    В 2021-2022 годах при обсуждении транспортной реформы озвучивались и дальнейшие планы развития горэлектротранспорта. Часть из них зависела от прокладки новых линий или, в случае троллейбусов, от закупки подвижного состава с увеличенным автономным ходом.

    В частности, о трёх трамвайных линиях в Щербинках, Новинках и от центра Сормова до седьмого микрорайона в перспективе ближайших 10 лет в прошлом году 27 октября на заседании городской думы сообщал глава МП «Нижегородэлектротранс». Трамвайную сеть до Новинок решили развивать, так как по мнению главы регионального Минтранса это целесообразнее, чем строительство метро, свидетельствует «В городе N».

    А на маршруте № А-95, в августе 2022 года выигравшем конкуренцию у более короткого троллейбусного маршрута № 8, планировалось использовать троллейбусы с автономным ходом.

    Также ГКУ НО «ЦРТС» в августе 2022 года сообщало о планах по продлению троллейбусного маршрута № 17 до микрорайона «Цветы», а троллейбусных маршрутов №№ 13 и 31 до автовокзала «Щербинки» после закупки до 2025 года троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

    Трамвайная концессия

    Ремонты трамвайных путей в Нижнем Новгороде последние десятилетия были не систематической, а вынужденной «точечной» мерой, когда откладывать дальше приведение в порядок самых проблемных участков уже не удавалось. При этом, например, в 2017 году из 5,8 км путей, заявленных к ремонту, протяжённость самого большого участка составляла всего 300 м одиночного пути.

    Трамвайная сеть Нижнего Новгорода должна получить отдельное развитие через механизм концессии. Одобренное и подписанное 29 сентября 2022 года концессионное соглашение, заключённое между Правительством Нижегородской области и ООО «Экологические проекты» (дочерней компании АО «Корпорация развития Нижегородской области»), впрочем, предусматривает пока только модернизацию эксплуатацию действующей сети. Срок реализации соглашения — 25 лет. До 2027 года планируется реконструировать все трамвайные линии города протяжённостью 149, 3 км одиночного пути, три депо, 16 тяговых и трансформаторных подстанций и закупить 170 трамвайных вагонов (26 особо большого класса и 144 большого класса). В исторической части города 39 км совмещённых путей будет построено на современной антивибрационной подушке по технологии «бесшумных рельсов».

    В декабре 2022 года представлена новая модель трамвая «МиНиН» на базе проекта Т811 разработки белорусского BKM Holding. В городе Ворсме Павловского муниципального округа Нижегородской области организовано совместное российско-белорусское предприятие «Нижэкотранс» по сборке трамвайных вагонов. Ранее белорусский BKM Holding сообщал, что в адрес СП «Нижэкотранс» будут поставлены 10 односекционных трамвайных вагонов модели Т811, а также 26 трёхсекционных трамвайных вагонов модели Т856. Затем ещё для 20 односекционных вагонов будут поставлены машинокомплекты, а ещё 114 трамваев в Ворсме произведут уже в российских кузовах, укомплектованных белорусскими трамвайными тележками и электрооборудованием.

    На модернизацию инфраструктуры и закупку новых трамваев планируется потратить 50,4 млрд руб., из которых 35 млрд руб. — средства инвестора, 15,1 млрд руб. — средства капитального гранта, где 4% составляет доля бюджета Нижегородской области и 96% — федерального бюджета.

    Ожидается, что после модернизации инфраструктуры средняя скорость трамвая увеличится на 45% (с 12,7 км/ч до 18,4 км/ч), сообщает ГКУ НО «ЦРТС».

    С 5 ноября 2022 года начаты работы на трамвайных путях в Сормовском и Московском районах города, а с 27 марта 2023 года закрыто на время реконструкции движение трамваев по линии от ул. Нартова до разворотного кольца Мыза.

    На момент заключения концессии в трамвайном парке Нижнего Новгорода числилась 291 единица подвижного состава. Как ранее сообщал портал стратегии развития Нижегородской области, по завершении инвестиционной стадии соглашения в распоряжении трёх депо окажется 240 вагонов: 170 новых и 70 вагонов большого класса, ещё не выработавших свой ресурс.

    В состав концессионного проекта не включено строительство ни одной новой линии, хотя появяление нескольких относительно коротких связок позволило бы привлечь столь важный для окупаемости концессии дополнительный пассажиропоток. Однако при практически нулевом заделе проектирования, нерешённых вопросах с землеотводами или диагностикой дорожно-мостовой инфраструктуры был большой риск срыва ввода и вообще появления новых или восстановленных объектов трамвайной сети. Среди них в первую очередь напрашиваются:

    • восстановление трамвайной линии по Канавинскому мосту с интеграцией в трамвайную сеть нагорной части города как минимум через Зеленский съезд и расширенную до двух путей линию по Рождественской ул.;
    • строительство 700-метровой линии-связки вдоль ул. Новикова-Прибоя между парком Дубки и ул. Переходникова для связи Автозаводского района с центром нагорной части города;
    • строительство линий в 7-й микрорайон Сормова и микрорайон Щербинки-2.

    Возможно, это хорошая тема для второй концессии, к реализации которой можно будет приступить с 2027 года, когда будут закончены все работы по обновлению действующей сети.

    Трамваи в 2023 году

    Последний публично заключённый контракт между ГП «Нижегородэлектротранс» и ГКУ НО «ЦРТС» относится к перевозкам, выполнявшимся в декабре 2022 года. Им предусматривалось обслуживание 12 круглогодичных маршрутов и одного сезонного. Выпуск в будни 118-119 составов, в том числе 19 двухвагонных, в выходные дни — 63 составов, в том числе шести двухвагонных:

    Список трамвайных маршрутов Нижнего Новгорода (+):

    • № 2 «Чёрный пруд — пл. Лядова -– Чёрный пруд» (кольцевой; в будни по 6 вагонов и 110 рейсов на внешнем и внутреннем кольцах; в выходные дни — по 3 вагона и 73 рейса);
    • № 3 «парк "Дубки" — Московский вокзал» (в будни 11 вагонов, 226 рейсов; в выходные дни 6 вагонов, 152 рейса);
    • № 5 «ул. Маслякова — Мыза» (в будни 9 вагонов, 176 рейсов; в выходные дни 6 вагонов, 136 рейсов);
    • № 6 «Московский вокзал — Центр Сормова» (в будни 10 составов (в т.ч. 7 двухвагонных), 191 рейс; в выходные дни 6 составов (в т.ч. 3 двухвагонных), 150 рейсов);
    • № 7 «Московский вокзал — ул. Ярошенко» (в будни 10 составов (в т.ч. 7 двухвагонных), 191 рейс; в выходные дни 6 составов (в т.ч. 3 двухвагонных), 152 рейса);
    • № 8 «Гнилицы — Игарская ул.» (в будни 14 вагонов, 189 рейсов; в выходные дни 7 вагонов, 128 рейсов);
    • № 11 «Чёрный пруд — Благовещенская пл.» (только с 1 мая по 31 октября; 1 вагон; в будни 22 рейса, в выходные дни 40 рейсов);
    • № 18 «микрорайон Лапшиха — пл. Лядова — микрорайон Лапшиха» (кольцевой; в будни по 3 вагона и 72 рейса на внутреннем и внешних кольцах; в выходные дни по 2 вагона и 48 рейсов);
    • № 19 «Трамвайное депо № 1 — Мыза» (только в будни в часы «пик»; 3 вагона, 42 рейса);
    • № 21 «парк "Дубки" — Черный пруд» (12 составов в будни (в т.ч. 5 двухвагонных), 167 рейсов; 5 вагонов в выходные дни, 101 рейс);
    • № 22 «ул. Строкина — метро "Автозаводская"» (5 вагонов в будни, 81 рейс; 1 вагон в выходные дни, 20 рейсов);
    • № 27 «Трамвайное депо № 1 — Московский вокзал» (10 вагонов в будни, 148 рейсов; 6 в выходные дни, 110 рейсов);
    • № 417 «52-й квартал Автозавода — Московский вокзал» (16 вагонов в будни, 220 рейсов; 10 в выходные дни, 152 рейса).

    Заявленного инвентаря концессионера в 240 вагонов, с учётом отсутствия строительства новых линий, коэффициента технической готовности и повышения скоростей движения, должно хватить на заметное увеличение транспортной работы по маршрутам, в том числе тем, которые в последние годы стали призраками или перешли на неполный режим работы (как № 19 или № 22 в выходные дни).

    По состоянию на конец августа 2023 года, из-за реконструкции путей приостановлена работа трамвайных маршрутов №№ 5, 6, 7, а маршрут № 19 «Трамвайное депо № 1 — Мыза» вместо Мызы следует по трассе маршрута № 5 до ул. Маслякова.

    С 1 апреля 2023 года ООО «Экологические проекты» стало официальным перевозчиком трамвайной сети Нижнего Новгорода вместо ГП НО «Нижегородэлектротранс». Тем самым устранена проблема недополучения доходов перевозчиком из-за приостановки работы трамвайных линий: теперь и модернизация сети, и её эксплуатация находится в ведении одной компании.

    Электробусы: начало

    Одновременно с тестированием троллейбусов с увеличенным автономным ходом в Нижнем Новгороде начали работать и с электробусами, не требующими контактной сети. Начали с малых форм.

    Электробусы на регулярной основе работают в Нижнем Новгороде с 27 июля 2021 года. Тестовый маршрут, открытый к 800-летию города для связи аэропорта Стригино со станцией метро «Парк культуры» затем получил № А-50. Постоянную прописку на нём получили два электробуса малого класса ГАЗ-A65R3E New Next (GAZelle e-NN), базирующиеся в ПАТП-2 ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс». Всего выпущено три электробуса этой модели: ещё один экземпляр работает в качестве служебного на предприятии «Иркутскэнерготранс». Дальнейшие эксперименты по электрификации ГАЗелей велись уже над семейством City. Первая «ласточка» нового проекта «ГАЗель e-City» (ГАЗ-A68R5E) в конце 2022 года была презентована на выставке BW Expo — 2022 в подмосковном Красногорске, а в 2023 году поступила на испытания в столичный «Мосгортранс».

    Троллейбусы: подготовка к концессии

    В 2022 году дня Нижнего Новгорода появился проект, объединяющий развитие троллейбусного транспорта и внедрение работы автобусов с электрическим двигателем.

    20 декабря 2022 года на заседании совета по земельным и имущественным отношениям Нижегородской области одобрена возможность заключения концессионного соглашения по созданию электробусно-троллейбусной сети. С частной концессионной инициативой выступило ООО «Нижегородская троллейбусная концессия». В рамках проекта планировалось закупить электробусы и реконструировать депо для размещения в них двухконнекторных станций для зарядки электробусов в ночное время. На ряде маршрутов в Нижнем Новгороде планировалось использование троллейбусов с увеличенным автономным ходом, что не противоречило ранее объявленным планам по развитию маршрутной сети.

    Предварительным проектом предусматривалась до 1 декабря 2024 года реконструкция 110,6 км кабельной сети, 110 км контактной сети и девяти тяговых подстанций, закупка 100 троллейбусов и 51 электробусов, для работы которых предусматривалась установка девяти зарядных станций.

    Заключить концессию предлагалось на 15 лет. Создание объектов концессии оценено в 15 млрд руб., в том числе 7,6 млрд руб. капитального гранта за счёт средств инфраструктурного бюджетного кредита (ИБК). Общая концессионная плата оценена в 34,3 млрд руб., включая 14,9 млрд руб. инвестиционного платёжа.

    Реализация создания объектов инфраструктуры предполагалась в три этапа. На первом до 15 декабря 2023 года потенциальный концессионер готовился поставить электробусы и реконструировать депо № 3 в Ленинском районе. Вторым этапом планировалась поставка троллейбусов и реконструкция депо № 2 в Московском районе. Остальные мероприятия входили в третий этап.

    При этом сайт Правительства Нижегородской области отмечал, что отдельные условия соглашения находятся в стадии переговоров, а совет по земельным и имущественным отношениям Нижегородской области рекомендовал заключение концессии на иных условиях после доработки в течение полугода.

    Однако в последующие месяцы тема троллейбусной концессии в публичном пространстве не всплывала, что не в последнюю очередь связано с событиями, произошедшими в начале года на федеральном уровне и потребовавшими от руководства региона других решений.

    ООО «Нижегородская троллейбусная концессия» зарегистрировано в Нижнем Новгороде в октябре 2022 года и имеет общее руководство с учреждённым тогда же ООО «Единый оператор пассажирских перевозок». При этом учредитель «Нижегородской троллейбусной концессии» также является соучредителем московского ООО «Ресурс Групп», специализирующегося на оказании услуг в сфере управления и обслуживания транспорта. По состоянию на конец августа 2023 года, и «Нижегородская троллейбусная концессия», и «Единый оператор пассажирских перевозок» остаются действующими юрлицами и даже в начале лета поменяли свои адреса на другие нижегородские.

    Денег на троллейбусы нет: разворот к электробусам

    Нижегородская область не является регионом, терпящим финансовую катастрофу. В частности, приказом Минфина России от 11.11.2022 № 497 регион отнесён к перечню субъектов РФ, не являющихся в 2023 году получателями дотаций на выравнивание их бюджетной обеспеченности. Таких в стране всего чуть больше четверти — 23. Попал регион и в другой перечень из 26 благополучных субъектов, в бюджетах которых расчётная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трёх последних отчётных финансовых лет не превышала 20% объёма собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

    В то же время лишних денег в регионе нет. Поэтому желание участвовать в масштабных проектах уравновешивается желанием сократить долю региональных расходов на них за счёт получения федеральных или частных средств.

    По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в течение 2022-2024 годов регионы должны получить 934 автобуса, 200 троллейбусов и 27 трамваев. Став одним из 21 участников программы, Нижегородская область смогла приобрести лишь 32 газомоторных автобуса для обновления подвижного состава маршрута № А-90 «ЗКПД-4 — Микрорайон Верхние Печёры».

    Запущенный в 2022 году пилотный федеральный проект по модернизации городского электротранспорта по не очень понятной причине предусматривал поддержку реализации на условиях государственно-частного партнёрства лишь трамвайных сетей, а также предполагал развитие сети электробусов и зарядных станций для них.

    В течение 2022 года — начала 2023 года в 10 регионах заключили концессионные соглашения по созданию и модернизации трамвайной инфраструктуры. Все регионы-участники столкнулись с необходимостью финансирования не только эксплуатационных платежей, но и капитальных грантов, необходимых для начала модернизации систем. При этом развивать электробусы столь же активно никто не спешил. Однако разъяснённые в начале 2023 года правила финансовой игры стали сильным стимулом для начала внедрения электробусов даже там, где они проходили максимум тестовые испытания. Минтранс России объявил приём заявок на субсидирование финансовых обязательств регионов в размере 86,5 млрд руб. При этом обозначено условие: немалые для регионов средства на обновления трамвайной инфраструктуры можно получить, только обозначив свою потребность во внедрении электробусов с ультрабыстрыми зарядками.

    Амбициозными планами своей заявки Нижегородская область вытащила «счастливый билет» в виде самой большой среди 10 регионов суммы — 19,913 млрд руб.: 10,36 млрд в 2023 году, 5,681 млрд в 2024 году и 3,87 млрд в 2025 году.

    Наработки по троллейбусной концессии, очевидно, электробусной частью уже нацеленные на участие в федеральном проекте, подверглись доработке. Впервые скорректированные планы 3 апреля 2023 года озвучил в своём Telegram-канале Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин:

    Что сказал Глеб Никитин: (+)

    «Вижу комментарии нижегородцев про состояние троллейбусов. Действительно, большую их часть пора менять. Процент износа подвижного состава огромный! 118 единиц (а это больше половины) — рухлядь, только списывать. Износ инфраструктуры (это, в первую очередь, контактная сеть), по данным Института городского транспорта, — более 80%. Если покупать новые троллейбусы, то нужна глобальная модернизация инфраструктуры, потребовались бы миллиардные инвестиции! Принял решение заменить большую часть старых троллейбусов электробусами.
    60 новых электробусов заменят все троллейбусы в депо №1, которое обслуживает маршруты в нагорной части. Затраты здесь на модернизацию инфраструктуры огромны и нецелесообразны. Контактную сеть будем убирать и делать небо "чистым", как в центре Нижнего.
    Замена на электробусы позволит восстановить привычные маршруты № 9 и № 31, а также продлить маршруты до новых микрорайонов, что кратно увеличит пассажиропоток.
    60 единиц в первое депо - только часть закупки, позже подробно расскажу и о планах по обновлению 2-го и 3-го депо, обслуживающих троллейбусные маршруты в заречной части города.
    Это новая страница в истории нижегородского электротранспорта!»

    Планы по электробусам детализируются

    26 апреля на высшем региональном уровне была озвучена замена электробусами более половины троллейбусного парка. Компанию депо № 1 в переводе на электробусы составило депо № 2 с шестью маршрутами, обслуживающими Автозаводский и Ленинский районы. При этом озвучены планы продлить маршруты до расположенного в 1,1 км от конечной троллейбусных маршрутов №№ 12 и 14 ЖК «Торпедо», где живет около 10 тысяч человек. Также было объявлено о том, что полный отказ от троллейбусов на этом этапе не планируется. 60 наиболее «свежих» троллейбусов, находящихся в нормативном состоянии, сконцентрируют в троллейбусном депо № 2, обслуживающем Сормовский район. Увеличение подвижного состава в нём позволит возобновить маршрут № 8 от Дубравной до Московского вокзала, отменённый в 2022 году в пользу более длинного автобусного маршрута № А-95, на котором впоследствии рассматривалась возможность использования электробусов или троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

    27 апреля в план закупок ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» на 2023 год были внесены новые позиции. Две закупки касались поставки автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов) для Нужд Нижегородской области — на суммы 2,7218 и 1,9635 млрд руб. соответственно. Также планом предусмотрены закупки, связанные с поставкой объектов зарядной инфраструктуры: быстрых зарядных станций на сумму 214,098 млн руб. и ультрабыстрых на сумму 169,2 млн руб.

    28 апреля ГКУ НО «ЦРТС» сообщило, что экспертная группа по развитию общественного транспорта в Нижнем Новгороде одобрила закупку электробусов. До конца текущего года в Нижний Новгород будет поставлено 113 электробусов и установлено 57 зарядных станций для них. На долю нагорной части города придётся 62 электробуса с увеличенной емкостью аккумуляторной батареи, зарядка которых будет осуществляться в депо. Благодаря своим техническим характеристикам машина сможет отработать всю смену по маршруту без необходимости дополнительной подзарядки. Маршруты электробусов смогут прийти в микрорайон «Цветы», Новую Кузнечиху, а в перспективе — в ЖК «Новинки Smart City».

    В Автозаводский район запланировано направить 51 электробус, который сможет на одной зарядке проходить до 150 км, что является оптимальным расстоянием при разрывных графиках работы местных маршрутов, ориентированных на график промышленных предприятий. Для обеспечения бесперебойного транспортного обслуживания планируется продлить маршрут до ЖК «Торпедо» и установить там дополнительно зарядную инфраструктуру. Действительно, четыре из шести троллейбусных маршрутов депо № 3 работают только в часы пик.

    В начале июня стало известно, что Нижний Новгород получит новые электробусы осенью 2023 года. При этом в рамках контракта с «Группой ГАЗ» анонсирована закупка 51 электробуса. А российско-белорусское предприятие «Нижэкотранс», где собирают трамваи «МиНиН», поставит 62 электробуса с белорусскими корнями. Также до конца 2023 года планируют приобрести 51 зарядную станцию (42 ночные зарядные станции и девять станций быстрой зарядки). По данным «НН.ру», на эти закупки выделено 5,3 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов.

    Исходя из сумм, указанных в плане закупок ГКУ НО «ЦРТС», стоимость одного электробуса «Группы ГАЗ» — 38,5 млн руб., а «нижэкотрансовских» — 43,9 млн руб.

    Позднее, 21 июля, в план закупок ГКУ НО «ЦРТС» добавилась ещё одна закупка электробусов на сумму 269,5 млн руб. Ранее издание «КоммерсантЪ-Приволжье» сообщало, что заказ для «Группы ГАЗ» может быть увеличен до 57 единиц. Учитывая заложенную в цену предыдущего контракта стоимость одного электробуса (38,5 млн руб.), этих средств хватит на приобретение ещё ровно семи ЛиАЗ-6274. Таким образом, общее количество закупаемых электробусов для Нижнего Новгорода увеличено до 120 единиц.

    27 июля ГКУ НО «ЦРТС» сообщило, что реализация проекта по частичной замене троллейбусов электробусами позволит увеличить протяженность маршрутной сети общественного транспорта в Нижнем Новгороде на 31%.

    Если учесть, что федеральные средства, субсидируемые через Минтранс России, покрывают 96% расходов на создание электробусной инфраструктуры и закупку подвижного состава из общей суммы в 5,338 млрд руб., то на эквивалент своего вклада в приобретение 120 электробусов и зарядных станций (213,5 млн руб.) Правительство Нижегородской области смогло бы закупить всего девять (!) троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Этого количества недостаточно даже для запуска одного «статусного» магистрального маршрута и лишь на 8% решило бы вопрос обновления нуждающейся в замене части троллейбусного парка. Кроме того, эта сделка является частью гораздо более крупной сделки, по которой регион получает средства для модернизации трамвайной инфраструктуры.

    Понятно, что закупка 120 троллейбусов даже с увеличенным автономным ходом позволила бы не только вписаться в лимиты финансирования 5,3 млрд руб., но и оставить не менее 1,1 млрд руб.  средств на обновление инфраструктуры (контактная сеть, опоры, кабельная сеть, тяговые подстанции). Но нюанс состоит в том, что собственных средств на это у Нижегородской области нет, а федеральный источник в 2023 году такую возможность не предоставляет. И даже обещанное к осени 2023 года рождение новой федеральной программы поддержки ГЭТ является «котом в мешке»: то ли оно будет, то ли нет, и какие реально возможности оно даст для транспорта Нижегородской агломерации — неизвестно.

    Если бы в распоряжении нижегородских властей был финансовый инструмент, позволявший развивать уже в 2023 году троллейбусное движение с увеличенным автономным ходом, то рост маршрутной сети электротранспорта в 31% мог быть достигнут и таким образом по примеру Волгограда и Новосибирска. Но история, и пассажирского транспорта в том числе, не терпит сослагательного наклонения.

    Поэтому довольно легко понять руководителя региона, который в предлагаемых обстоятельствах, учитывая отсутствие актуальных альтернативных программ поддержки, не отказался от подобной сделки и поддержал её. Особенно учитывая, что производством электробусов должны заниматься предприятия не чуждые региону. Хотя ЛиАЗ-6274 и собирают в Подмосковье, штаб-квартира «Группы ГАЗ» находится в Нижнем Новгороде.

    Троллейбусы в 2023 году

    В осень 2023 года троллейбусы Нижнего Новгорода входят с контрактами, заключенными ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» с ГУП НО «Нижегородэлектротранс» на обслуживание в период с 21 июля по 30 сентября этого года 15 троллейбусных маршрутов. Пять из них действует только в будни в часы пик. Всего законтрактована работа 111 троллейбусов в будни и 62 в выходные дни — весьма малый объём для мощностей, знававших лучшие времена трёх нижегородских троллейбусных депо, каждое из которых обслуживает свою изолированную от других сеть линий.

    Троллейбусные маршруты Нижнего Новгорода (+):

    На маршруты депо № 1 предусмотрен выпуск в будни 39 троллейбусов, в выходные дни — 25:

    • № 9 «пл. Горького — микрорайон Кузнечиха-2» (в будни 7 троллейбусов, 170 рейсов, в выходные дни 4 троллейбуса, 126 рейсов);
    • № 13 «пл. Минина и Пожарского — микрорайон Щербинки-2» (в будни 13 троллейбусов, 162 рейса; в выходные дни 8 троллейбусов, 115 рейсов);
    • № 17 «пл. Минина и Пожарского — микрорайон Кузнечиха-2» (в будни 7 троллейбусов, 170 рейсов; в выходные дни 4 троллейбуса, 126 рейсов);
    • № 31 «пл. Минина и Пожарского — микрорайон Щербинки-2» (в будни 12 троллейбусов, 153 рейса; в выходные дни 9 троллейбусов, 109 рейсов).

    При этом условия контракта не учитывают изменения маршрутной сети, вызванной закрытием троллейбусной линии через пл. Свободы к пл. Минина и Пожарского. Однако подписанный 15 августа акт экспертизы выполненных в июле работ по госконтракту в июле констатировал, что из 68259,7 км транспортной работы было выполнено лишь 41827,85 км (61,3 %).

    На маршруты депо № 3 выпускается 37 троллейбусов в будни и всего 15 в выходные дни: четыре из шести маршрутов работают только в будни в часы пик:

    • № 2 «ул. Минеева — Дворец бракосочетания» (1 троллейбус только в будни в часы пик, 10 рейсов (4 утром, 6 вечером);
    • № 4 «ул. Минеева — ул. Плотникова» (7 троллейбусов в будни, 252 рейса; 5 в выходные дни, 198 рейсов);
    • № 11 «метро "Пролетарская" — ул. Плотникова» (только в будни в часы пик; 6 троллейбусов, 108 рейсов: 48 утром, 60 вечером);
    • № 12 «метро "Пролетарская" — ул. Патриотов» (только в будни в часы пик; 8 троллейбусов, 112 рейсов: 48 утром, 64 вечером);
    • № 14 «ул. Патриотов — ул. Плотникова» (в будни 12 троллейбусов, 352 рейса, в выходные 10 троллейбусов, 234 рейса);
    • № 22 «ул. Минеева — 7-я проходная ГАЗ» (только в будни в часы пик, 3 троллейбуса, 60 рейсов, утром 28, вечером 32).

    Актом экспертизы выполненных работ за июльскую часть действия контракта из 57136,80 км признаны подлежащие оплате 46561,36 км (81,5 %), при этом только по самому малодеятельному маршруту № 2 перевозки выполнены в полном объёме.

    На маршруты депо № 2 выпускается 35 троллейбусов в будни и 22 в выходные дни:

    • № 3 «платф. Чаадаево — микрорайон Мещерское озеро» (только в будни в часы пик, 1 троллейбус, 8 рейсов: 4 утром, 4 вечером);
    • № 5 «Мост — микрорайон Мещерское озеро» (5 троллейбусов в будни, 81 рейс; 3 в выходные дни, .52 рейса);
    • № 10 «микрорайон Мещерское озеро — Авторынок Московский» (12 троллейбусов в будни, 220 рейсов; 8 в выходные дни, 154 рейса);
    • № 15 «платф. Чаадаево — Московский вокзал» (8 троллейбусов в будни, 173 рейса; 5 в выходные дни, 138 рейсов);
    • № 25 «микрорайон Мещерское озеро — Архангельская ул.» (9 троллейбусов в будни, 110 рейсов; 6 в выходные дни, 103 рейса).

    Из 63651,10 км транспортной работы в июльской части контракта выполнено только 42045,66 км (66,1%), при этом, как и в депо № 2, полностью выполнена работа только по самому малодеятельному маршруту № 3.

    Контракт на обслуживание троллейбусной сети Дзержинска, заключённый ГКУ НО «ЦРТС» с МУП «Экспресс», предполагает обслуживание с 21 июля по 30 сентября 2023 года четырёх маршрутов 36 троллейбусами в будни и 28 в выходные дни:

    • № 1 «Троллейбусное депо — Вокзал» (4 троллейбуса ежедневно, 102 рейса);
    • № 3 «пл. Маяковского — ул. Грибоедова — просп. Циолковского — микрорайон Западный-1» (в будни 10 троллейбусов, 236 рейсов, в выходные дни 7 троллейбусов, 168 рейсов);
    • № 4 «пл. Маяковского — ул. Октябрьская — просп. Циолковского — микрорайон Западный-1» (в будни 10 троллейбусов, 236 рейсов, в выходные дни 7 троллейбусов, 168 рейсов);
    • № 5 «пл. Маяковского — ул. Чапаева — ул. Гайдара — Вокзал» (в будни 12 троллейбусов, 288 рейсов, в выходные дни 10 троллейбусов, 256 рейсов).

    Из 67575,86 км транспортной работы в Дзержинске выполнено 55356,51 км (81,9 %). При этом, как и в нижегородских депо, полностью выполнена вся транспортная работа по одному из маршрутов. Но в отличие от областного центра, дзержинцы смогли совладать с наиболее крупным маршрутом № 5, за исключением лишь того, что единственный заложенный в график троллейбус особо большого класса пришлось на все дни заменить обычным.

    Выполнение транспортной работы на всех предприятиях далеко от идеального. Но опасным является то, что реформированию в электробусный формат планируется подвергнуть одно из наиболее боеспособных троллейбусных депо региона — № 3.

    Общий плановый выпуск на троллейбусную систему Нижегородской агломерации по действующим контрактам — 147 троллейбусов в будни и 84 в выходные дни, из них в планируемых к переводу на электробусы депо — 76 троллейбусов в будни и 40 в выходные дни.

    120 закупаемых электробусов с коэффициентом технической готовности 0,85 смогут обеспечить выпуск на городские маршрут 102 единиц подвижного состава в будни. Это на 26 больше, чем троллейбусов. Но и эффективность работы каждой машины ниже на счёт простоев на зарядных сессиях. Реально максимальный рост выпуска электротранспорта в «троллейбусном» эквиваленте (по транспортной работе) будет равен 20 единицам. Именно на эту «дельту» и получится продлить маршруты за пределы контактной сети, не повышая интервалы на существующих трассах.

    В свою очередь, планы по концентрации 60 наиболее работоспособных троллейбусов в депо № 2, как сообщило 21 июля ГКУ НО «ЦРТС», позволят увеличить выпуск на маршрутную сеть с 35 до 50 единиц подвижного состава. Конечно, при условии, что не только техника будет исправна, но будет соответствующий заказ на транспортную работу и водители для его исполнения тоже найдутся. При удачном стечении обстоятельств вновь возрождаемый маршрут № 8 может оказаться отнюдь не призрачным явлением, а боеспособной единицей маршрутной сети.

    Нижний Новгород — Дзержинск: объединение сетей электротранспорта

    Трамвайное движение в Дзержинске было закрыто в декабре 2015 года. Практически вся инфраструктура к 2023 году демонтирована. Поэтому трамвай, в отличие от троллейбусов, в Нижегородской агломерации представлен только в Нижнем Новгороде, где является единой сетью.

    В период расцвета трамвайного движения в Нижегородской агломерации расстояние между крайними точками трамвайных систем («Восточное кольцо» в Дзержинске и «Гнилицы» в Нижнем Новгороде) составляло менее 10 км.

    Троллейбусное движение в Дзержинске сохранено, но по части самой первой троллейбусной линии, связавшей завод пластмасс (ныне ПО «Пластик») с центром города, с 2013 года пассажирское движение по линии не осуществляется. Её участок от троллейбусного депо до конечной у завода пластмасс — самой ближней к Нижнему Новгороду части троллейбусной сети, демонтирован.

    Всего в Нижегородской области четыре троллейбусных сети, три из которых расположены в Нижнем Новгороде и управляются ГП НО «Нижегородэлектротранс», а одна — в Дзержинске и управляется МУП «Экспресс».

    Пригородные электропоезда довольно очень удачно и быстро связывают между собой Нижний Новгород (Московский вокзал) и Дзержинск. Время в пути между станциями 39-44 минуты, ежедневно совершается по 16-17 пар рейсов, практически каждый час, а в часы пик — и под два-три.

    Автобусное сообщение между городами имеет второстепенное значение. Тем не менее это направление потенциально интересно для перевода на электротягу.

    Дзержинск и Нижний Новгород соединяют четыре автобусных маршрута:

    • № 201 «Дзержинск (автовокзал) — Нижний Новгород (автовокзал ТПУ "Канавинский")»;
    • № 202 «Дзержинск (автовокзал) — Нижний Новгород (метро "Автозаводская")»;
    • № 307 «Дзержинск (микрорайон Западный-1) — Нижний Новгород (метро "Автозаводская")»;
    • № Т-401К «Дзержинск (8-й микрорайон) — Нижний Новгород (автовокзал ТПУ "Канавинский")».

    Также в районе населённых пунктов Нагулино и Гавриловка городского округа Дзержинск с «перехлёстом» смыкаются трассы автобусных маршрутов № 103 Дзержинск (автовокзал) — Нагулино» и № 301 «Нижний Новгород (микрорайон Соцгород-2) — Гавриловка», на базе которых можно создать ещё один маршрут, связывающий между собой города.

    Все они работают по нерегулируемым тарифам и нуждаются в переводе в ближайшие годы на новый формат взаимоотношений между заказчиком транспортных услуг и перевозчиками. Два маршрута тяготеют к «сормовской» троллейбусной сети Нижнего Новгорода (депо № 2), а ещё три к «автозаводской» (депо № 3). Общий потенциал использования электробусов на дзержинско-нижегородском направлении — 35-40 единиц подвижного состава большого класса дополнительно к уже озвученным планам.

    Обновление как ошибочная цель реформы ГЭТ

    Повсеместная миниатюризация роли городского электротранспорта стала настолько привычной, что даже когда встаёт вопрос о приведении в порядок истрёпанных годами нестабильного финансирования трамвайных и троллейбусных сетей, то отсчёт потенциала систем горэлектротранспорта ведётся от низкой базы. Даже в достаточно благополучном Новокузнецке покупка 42 троллейбусов за последние годы признана обновлением троллейбусного парка на 95%. Однако, если вспомнить максимальную численность подвижного состава троллейбусной сети Новокузнецка, достигнутую в районе 2010 года (58 троллейбусов согласно данным справочника «Троллейбусы мира от А до Я»), то стратегически нужно говорить не об обновлении, а о восполнении численности парка.

    Крайне экономно к вопросу обновления подвижного состава относятся и в городах, где реализуются концессионные проекты: количество подвижного состава везде, где речь не идёт о строительстве новых линий, сокращается, хотя параметры обслуживания многих маршрутов за последние годы и даже десятилетия искусственно занижены, будучи ограниченными имеющимся инвентарём, постепенно выбывавшим из строя.

    По-настоящему качественное, а не заместительное обновление парка городского электротранспорта реализуется лишь в Пензе, где в течение 2023 года ожидается поставка 90 новых троллейбусов с увеличенным автономным ходом при численности парка на начало года в 60 машин.

    При строительстве всех транспортных эксплуатационных предприятий для каждого из них рассчитывалась проектная мощность: сколько единиц подвижного состава может храниться и проходить техническое обслуживание в каждом из депо городского электротранспорта. И в этом смысле загрузка любого из трёх троллейбусных депо Нижнего Новгорода далека от 100% отметки. С планируемой заменой троллейбусов на электробусы на двух троллейбусных площадках ситуация принципиально не изменится. Выпуск на линию возрастёт за счёт более высокого коэффициента технической готовности, что естественно при массовой замене старого парка на имеющий «нулевой» возраст.

    Однако оставшихся площадей депо, даже с учётом размещения зарядной инфраструктуры, будет достаточно для размещения нескольких десятков троллейбусов на каждой площадке.

    Полностью будет задействована лишь площадка депо № 2 — самого старого в городе. Оно изначально было рассчитано всего на 60 троллейбусов, и именно его вместимостью и лимитировано количество троллейбусного подвижного состава, которое планируется сохранить. Открытое в 1967 году депо № 3 и переведённое в 1973 году на новую территорию депо № 1 способны вмещать больше.

    Согласно данным справочника «Троллейбусы мира от А до Я», в 1950 году в городе работало 48 троллейбусов, а сеть линий составляла 44,7 км одиночного пути, в 1960 году — 114 троллейбусов (71,2 км), в 1970 году — 220 троллейбусов (71,9 км), в 1980 году — 249 троллейбусов (95,2 км), в 1990 году — 261 троллейбус (102,2 км), в 2000 году  — 241 троллейбус (118,6 км), в 2010 году — 189 троллейбусов (124,9 км).

    Учитывая показатели 1990 года, размещение 120 электробусов для двух площадок — не предел. Даже с учётом того, что в среднем две зарядные станции занимают по площади место, необходимое для стоянки одного троллейбуса, в двух депо останется порядка 50-55 машино-мест для размещения троллейбусов. Это позволит сохранить движение по двум-трём троллейбусным маршрутам на каждой из сетей.

    Расчёты, сделанные специалистами для транспортных сетей Воронежа и Тамбова, показывают, что потенциал использования троллейбусных сетей городов при использовании троллейбусов с увеличенным автономным ходом позволяет заметно увеличить охват города электротранспортом, при этом его доля в городских перевозках может достигать 40-50%.

    Поэтому после внедрения электробусов и сохранения троллейбусного движения далее в Нижнем Новгороде следует заняться тем, чем уже вовсю заняты в Москве, с которой Нижегородская область берёт пример в развитии. От стадии перепрофилирования части троллейбусных площадок для размещения электробусов в Москве перешли к строительству новых эксплуатационных предприятий. В 2022 году открыт электробусный парк «Красная Пахра». В этом году уже открыт электробусный парк в районе Митино, а осенью готовится к открытию электробусный парк «Салтыковка» в районе Новокосино. В перспективе и Нижнему Новгороду нужно не ограничиваться тремя депо, а строить для безрельсового электротранспорта ещё одно транспортное предприятие.

    Для перевода на электротягу с применением увеличенного автономного ходя подходят и многие автобусные маршруты города. В частности, автобусный маршрут № А-48, чьи конечные пункты находятся под контактной сетью, а вне её пролегают лишь два участка: от ул. Прокофьева до Московское шоссе (1,7 км) и от Лесного городка до Путейской ул. (3,3 км).

    Зачем ещё нужно сохранять троллейбусы?

    Водители, дефицит которых отмечался ещё в 2022 году при старте транспортной реформы, по-прежнему являются тормозом многих мероприятий по развитию систем пассажирского транспорта.

    И в условиях, когда на каждое рабочее место водителя количество претендентов не то, чтобы вдвое больше, а, наоборот, составляет чуть выше, чем половину от требуемого, игнорировать запросы самих водителей — не самое лучшее время.

    Вопросы индексации заработной платы, улучшения условий работы (в том числе санитарно-бытовых), вовлечённость, стимулирующие выплаты — актуальны повсеместно, и ими, как в Челябинске, в той же Нижегородской агломерации, необходимо заниматься.

    Но нужно также и бороться за каждого существующего водителя. А это значит — как минимум, не ухудшать его условия работы. Очередные бесплатные курсы обучения по профессиям «водитель трамвая» и «водитель троллейбуса» ГП НО «Нижегородэлектротранс» объявило этим летом. Курсантам уже после истечения 3,5 месяцев обучения гарантируется трудоустройство, хотя нормативный срок обучения по специальности — полгода. Это ещё раз показывает всю остроту кадрового дефицита отрасли.

    Индивидуальная способность людей к обучению — разная, и с годами с одной стороны, накапливается ценный опыт, с другой стороны — пластичность памяти уменьшается. Не все готовы работать на технике, имеющей принципиальные отличия в управлении с иным расположением педалей. В нештатных ситуациях на улично-дорожной сети следование наработанным годами инстинктам может обернуться трагедией. Поэтому часть водителей, успешно работающая на троллейбусах, не сможет использоваться в управлении электробусов или автобусов.

    Если даже оставить в таком крупном городе, как Нижний Новгород, троллейбусы, но только в одной его части, это всё равно приведёт к потерям части водителей, работающих в перепрофилируемых депо, которым станет по разным причинам неудобно добираться на новое место работы и тратить на него то время, которым они раньше могли распоряжаться на своё управление. Есть и другая группа водителей, которые скорее готовы переехать в другой регион, но продолжить работать на троллейбусах, чем пересесть за «баранку» автобуса или электробуса. Потому что в своё время они уже сделали осознанный выбор между теми видами транспорта, которыми хотели бы профессионально управлять.

    Поэтому наилучшим вариантом при внедрении электробусов в транспортной системе Нижнего Новгорода является сохранение троллейбусного движения во всех трёх сетях города — возможно, с сокращённым количеством маршрутов, но без демонтажа контактной сети, являющейся ценным активом транспортной сети города.

    Существенная финансовая помощь федерального центра, оказанная при покупке электробусов и зарядных станций, в дальнейшем может полностью отсутствовать на стадии эксплуатации, более дорогой по сравнению с троллейбусами. Менее рационально используется рабочее время водителей — для выполнения той же транспортной работы (в километрах или перевезённых пассажирах) электробусов приходится использовать в 1,1-1,2 раза больше.

    Поэтому неспроста и федеральные, и местные специалисты рекомендуют не спешить с ликвидацией контактных сетей в городах. В конце прошлого года всем регионам было разослано письмо Минтранса России.

    Изображение документа предоставлено читателем TR.ru — Транспорт в России Михаилом Масальским

    И в самом Нижнем Новгороде на состоявшемся в апреле 2023 года заседании экспертной группы по развитию общественного транспорта директор Института транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева Антон Тумасов рекомендовал проводить замену постепенно: «Нужно быть осмотрительными, не убирать контактную сеть на заменяемых маршрутах, оценивать, насколько эффективно покажут себя электробусы в условиях эксплуатации в Нижнем Новгороде».

    Согласно оценке сайта «Городской электротранспорт», на конец августа 2023 года линейный подвижной состав Нижегородского троллейбуса, за вычетом планируемых к исключению из инвентаря (включая так и не введённую в эксплуатацию часть московских подарков), насчитывает 182 троллейбуса. 60 наиболее молодых из них — 2010-2022 годов выпуска, при этом моложе 2014 года только два троллейбуса с увеличенным автономным ходом БКМ 32100D, полученных в 2022 году. Полная «отсечка» по 2010 году даёт 72 машины, включение транспорта 2009 года выпуска дополняет список до 102 единиц. Транспорт 2008 года выпуска в основном представлен московской техники, у которой год службы почти идёт за два, самые старые троллейбусы и вовсе выпущены в 1990-х и даже 1980-х годах XX века.

    Если брать в ближайшее будущее только троллейбусы от 2009 года и младше, то техники хватит не только на полную комплектацию депо № 2, но и сохранение троллейбусных колонн в депо № 1 и № 3, достаточных для обслуживания двух-трёх маршрутов в каждом и тех водителей, которых можно потерять при резком переходе на электробусы.

    Не исключено, что самым старым троллейбусам придётся продержаться всего лишь год, а затем разрабатываемая программа обновления инфраструктуры ГЭТ позволит посильно обновить и подвижной состав, и инфраструктуру Нижегородского троллейбуса.

    Какой электробус нужен Нижнему Новгороду?

    Электробусы с ультрабыстрой зарядкой и с «ночной» зарядкой — это далеко не полный перечень типов электробусов, которые способны производить российские предприятия. Да и опыт Нижнего Новгорода по эксплуатации троллейбусов БКМ 32100D был скорее положительным и не был растиражирован лишь из-за отсутствия средств и механизмов приобретения такой техники в 2022-2023 годах.

    Уже в следующем году федеральная транспортная политика может повернуться лицом и к «классическим» троллейбусам, и к «троллейбусным» электробусам. Тем временем наиболее интересная модель этого направления — 62181 «Генерал» производства ПК «Транспортные системы» проходит испытания в Череповце. Возможности инновационного транспорта позволяют использовать как ультрабыстрые и «медленные» розетки в парках и на конечных станциях, так и подзаряжаться от контактной сети, не тратя время на зарядные сети. Уже сейчас технические характеристики машины позволяют связать транспортные сети Дзержинска и Нижнего Новгорода, несмотря на 25-30 километровые разрывы между сетями: ночного заряда и восполнения от контактной сети достаточно для безостановочной работы в течение дня. Утратив контактную сеть, Нижний Новгород утратит и часть возможностей, предоставляемых современными электробусами.

    Инструменты финансовой поддержки транспортных реформ регионов совершенствуются с каждым годом. И гармоничное развитие в Нижнем Новгороде всех видов транспорта позволит участвовать во всех акциях по привлечению федеральных средств, не жалея затем об упущенных возможностях.

    18 августа Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин в своём Telegram-канале анонсировал поставку первой партии из пяти электробусов с завода «Группы ГАЗ» в начале сентября.

    Источник: Telegram-канал Глеба Никитина

    Источник: Telegram-канал Глеба Никитина

    Пока на заводе ЛиАЗ собираются первые электробусы «фирменного» ярко-оранжевого цвета для Нижнего Новгорода, стоит напомнить о последствиях опережающей замены электробусов на троллейбусы. Резкий отказ Москвы от троллейбусного сообщения с отстранением от работы не исчерпавшей ресурс техники привёл к тому, что с учётом ещё незавершённых поставок, лишь в начале 2024 года, при благоприятном стечении обстоятельств, парк городского безрельсового электрического транспорта достигнет уровня начала «троллейбусного погрома». Только спустя шесть лет после начала трансформации системы городского электротранспорта, в конце 2021 года, численность электробусов достигла тысячной отметки. По официальной статистике, в конце 2015 года в Москве было 1526 пассажирских троллейбусов, а в конце 2011 года и вовсе 1631. Тем временем многие бывшие московские троллейбусы продолжают трудиться в составе «Нижегородэлектротранса».

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)