Продолжаем знакомство с «городскими электричками» России. Чтобы использовать железную дорогу для перевозок внутри города или агломерации, вовсе не обязательно быть городами-миллионниками, о которых шла речь в первой и второй частях обзора.
Пора рассказать о том, что «городская электричка» — это не обязательно электропоезд. Дизель-поезда (рельсовые автобусы) в доброй половине героев этого рассказа и даже паровозы с прицепными вагонами в карельской Сортавале тоже могут быть городским транспортом.
Качество пассажирского сервиса при этом продолжит определять:
В третьей части обзора российских практик «городских электричек», или, как их иногда называют, «городских поездов», настало время познакомиться с примерами из ещё 17 агломераций страны. Возможности железной дороги для городских и ближних пригородных перевозок по-разному используются в Архангельске, Астрахани, Белгороде, Брянске, Владивостоке, Иванове, Иркутске, Кавказских Минеральных Водах, Калининграде, Кирове, Новокузнецке, Сортавале, Сочи, Тамбове, Тюмени, Южно-Сахалинске и Ярославле.
В Архангельске роль железной дороги в городских перевозках повысилась с появлением в Поморье рельсовых автобусов РА-3 «Орлан».
С 8 сентября 2020 года заработал внутригородской железнодорожный маршрут Архангельск-Город — Соломбалка, соединивший центр Архангельска с промышленными и жилыми районами северной части города, где раньше имелось только грузовое движение поездов. Для запуска рельсового автобуса были специально построены новые платформы. Движение поездов предусмотрено по рабочим дням — по одной паре рейсов в утренние и вечерние часы «пик» с остановками ТЭЦ, ЖБИ, Чёрная Курья, Партизанская (Повракула).
В июле 2021 года рельсовый автобус «Орлан» обслуживал временный маршрут Архангельск — Исакогорка, введённый на время ремонта автомобильной части моста через Северную Двину, дополняя в расписании постоянные пригородные поезда дальних маршрутов. Однако маршрут, полностью проходящий в черте Архангельска, имел зонную тарификацию: для проезда от станции Архангельск-Город до станции Исакогорка необходимо оплатить тариф двух зон. По состоянию на 2025 год, на маршрутах Архангельск — Исакогорка и Архангельск — Северодвинск стоимость одной зоны составляет 31 руб., а на других маршрутах Архангельской области, включая линию на Соломбалку — 40 руб.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, составленном компанией SIMETRA, по итогам 2023 года Архангельск занял 52-е место.
В Астрахани перевозки пригородными поездами в черте города выполняются по зонному тарифу. Время от времени появлявшиеся планы по увеличению роли железной дороги в обслуживании внутригородских потоков реализованы лишь частично.
Главная городская станция Астрахань-1 не замыкает на себе маршруты местных поездов: практически все они следуют транзитом далее. В будни утром и вечером пригородные электропоезда соединяют расположенный в пригороде газоперерабатывающий завод с расположенными и в черте города станциями участка Астрахань-2 — Астрахань-1 — Кутум. Ежедневно пригородные поезда следуют по маршруту Аксарайская-2 — Астрахань-1 — Кутум.
Внутригородской маршрут, соединяющий соседние станции Астрахань-2 и Астрахань-1,действует с 3 октября 2018 года. С учётом небольшого пассажиропотока, в качестве подвижного состава для маршрута был выбран односекционный рельсовый автобус РА1. Рейсы стали выполняться два раза в день по будням: утром от Астрахани-2 к Астрахани-1, вечером — в обратную сторону.
С января 2022 года маршрут городского поезда продлён: утренний поезд стал следовать дальше Астрахани-1 до станции Трусово. Девять из 20 километров маршрута проходит по неэлектрифицированной линии. Обратное вечернее сообщение за три года так и не появилось. Поезд более дальнего маршрута позволяет вернуться из Астрахани-1 в Трусово не каждый рабочий день.
Полная реализация проекта «Городская электричка» предполагала наличие на маршруте Астрахань-2 — Трусово десять остановочных пунктов. Для этого к действующим остановкам предстоит добавить ещё четыре (Студгородок, Куликовка ,Кубанский мост и Автогородок), обустроить подходы к ним, а также выстроить удобную логистику перевозок с задействованием железнодорожного и автобусного транспорта. Пока ничего этого не наблюдается.
С учётом пригородных поездов, на участке Астрахань-2 — Астрахань-1 — Кутум по состояниюна апрель 2025 года курсирует пять пар поездов в будни (в отдельные дни недели — до семи пар) и три (включая одну сезонную) в выходные дни.
Схема движения пригородных поездов Астраханской агломерации. Источник: АО «Волгоградтранспригород»
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года Астрахань заняла 84-е место.
Главная железнодорожная станция Белгорода находится на электрифицированной линии. Однако проект «Городской поезд» в областном центре реализован на второстепенной, но важной для города трассе на Томаровку, вблизи которой построен микрорайон Новая Жизнь. В первоначальный маршрут, открытый в ноябре 2018 года, вошли станции Белгород, Белгород-Сумской, платформы 143 км (Новая Жизнь), Заречка, 136 км и разъезд 134 км. Рейсы «Городского поезда» выполняются в будни. Первоначально выполнялось по четыре пары рейсов (по две в утренние и вечерние часы пик). До запуска рельсовых автобусов участок обслуживался только одной парой поездов Белгород Томаровка три раза в неделю (по средам, пятницам и воскресеньям), что делало железную дорогу непригодной для регулярных поездок на работу или учёбу.
С 1 декабря ППК «Черноземье» ввела новый вид абонементного билета рабочего дня «Городской» со сроком действия один месяц (30 дней) для пассажиров от станции Белгород в пределах одной тарифной зоны стоимостью 450 руб., что позволяло на тот момент сэкономить до 40% средств при регулярных поездках. Однако это предложение не пользовалось спросом и вскоре было отменено.
С 16 декабря 2019 года для «Городского поезда» открылись два специально построенных новых остановочных пункта с платформами длиной 80 м и шириной 4 м — Салют-2 (рядом с платформой Салют, между станциями Белгород и Белгород-Сумской) и УСК С. Хоркиной (у переезда просп. Богдана Хмельницкого в районе спортивного комплекса; между станцией Белгород-Сумской и платформой 143 км).
В январе 2023 года «Городские поезда» стали диаметральными — сначала их маршрут продлился за станцию Белгород до станции Крейда, а с марта 2023 году достиг и станции Разумное. Ранее станция Разумное и платформы Пионерская и Витаминная обслуживалась одной парой поездов только два раза в неделю поездами Белгород — Нежеголь. С 13 марта они получают регулярное сообщение в утренние и вечерние часы «пик».
В ходе дальнейшей эволюции проекта с января 2024 года поездки от станции Белгород до разъезда 134 км в любой будний день возможны только вечером одним поездом (в обратном направлении сохранена возможность рабочих поездок как в утренние, так и в вечерние часы двумя и одним поездами соответственно). Дальний утренний поезд на Томаровку следует от Белгорода через 134 км только по средам и пятницам. Более сбалансированным является сообщение до Разумного: от Белгорода и обратно курсирует две пары поездов — одна утренняя и одна вечерняя. Сквозные рейсы через станцию Белгород представлены утренним рейсом в будни из 134 км до Разумного, вечерним из Разумного до 134 км, а также два раза в неделю утренним поездом из Разумного до Томаровки.
В Белгородской области действует зонный тариф: проезд одной 10-километровой зоны в 2025 году стоит 25,4 руб.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года Белгород занял 76-е место.
Крупный Брянский железнодорожный узел на трассе между Москвой и Киевом сформировался ещё в конце XIX века. Сам нынешний Брянск состоит из нескольких разрозненных районов, один из которых раньше был городом Орджоникидзеградом, название которого сохранилось в главной станции района. В черте города расположено 15 остановочных пунктов.
Станции и платформы Брянского железнодорожного узла, поездки в пригородных поездах и наблюдения за их пассажирами стали одной из самых запоминающихся составляющих романа «Описание города» писателя, драматурга и поэта Дмитрия Данилова, увидевшего свет в 2012 году.
В зашифрованных в «Описании города» названиях железнодорожных объектов можно распознать поездки его героя по маршрутам Орджоникидзеград — Брянск-1-Орловский, Брянск-2-Льговский — Брянск-1-Орловский, Брянск-1-Орловский — Белые Берега, поездку по «малой» железнодорожной петле Брянск-1-Орловский — Брянск-Южный — Брянск-1-Орловский, и по «большой» петле Брянск-1-Орловский — Брянск-Северный — Брянск-1-Орловский.
Хотя по сравнению с временами рубежа «нулевых» и «десятых» годов XXI века размеры движения пригородных поездов на Брянщине сократились, пригородные поезда до сих пор играет заметную роль в местных перевозках.
Перевозки в Брянской области выполняются ООО «Региональный экспресс» («РЭКС») — дочерней компанией АО «Центральная ППК». В качестве подвижного состава выступают рельсовые автобусы РА-3 «Орлан» и электропоезда серии ЭД9М.
На участке между станциями Брянск-1-Орловский и Орджоникидзеград курсирует в зависимости дня недели 9-12 пар поездов. Между станциями Брянск-1-Орловский и Брянск-2-Льговский перевозки выполняют 12-13 пар поездов.
Упомянутый Дмитрием Даниловым внутригородской кольцевой маршрут Брянск-1-Орловский — Брянск-1-Орловский с остановками Деповская, Рижский пост, 5 км, Брянск-2-Льговский, Западный парк, Брянск-Южный, Восточный парк, Брянск-2-Льговский, 5 км, Рижский пост, и Деповская по прежнему присутствует в расписании по будним дням, хотя за прошедшие годы его отправление передвинулось с 7:20 на 7:30.
От станции Брянск-1-Орловский ежедневно отправляется около 40 пригородных поездов. Несмотря на географическую потребность и технологическую возможность создания «Брянского центрального диаметра» (Орджоникидзеград — Брянск-1 — Брянск-2), транзитом через станцию Брянск-1-Орловский следует всего три поезда в будни и два в выходные дни, при этом ежедневные поезда не формируют собой пару: оба следуют по маршруту Жуковка — Суземка, позволяя добраться из Орджоникидзеграда в Брянск-1, в то время как в обратном направлении через вокзал Брянск-1 курсирует только в будни утренний поезд Суземка — Орджоникидзеград.
Остановочные пункты поездов на «малой» и «большой» петлях включены в железнодорожные маршруты таким образом, что каждый из них обслуживается не менее чем пятью-шестью парами поездов. Также в рабочие дни действует утренний односторонний маршрут ближнего действия Брянск-Северный — Брянск-1-Орловский (отпр. 6:49, приб. 7:12).
В Брянской области действует зонный тариф. По состоянию на апрель 2025 года стоимость проезда одной километровой зоны составляет 29 руб. Из Орджоникидзеграда до станции Брянск-2-Льговский стоимость проезда 58 руб.
Во Владивостоке внутригородские маршруты электропоездов существуют давно. Помимо основной магистральной линии Транссиба, заканчивающейся станцией Владивосток, действует линия на Мыс Чуркин. Поэтому восточная часть города с центром традиционно связана двумя-тремя парами утренних и вечерних поездов. Также на Мыс Чуркин и Луговую, а не станцию Владивосток, ориентированы несколько пригородных маршрутов, используемых как для «рабочих», так и для «дачных» перевозок.
К северу от Владивостока в 2012 году построено ответвление от Транссиба к терминалу аэропорта Кневичи со строительством нового участка железнодорожной линии длиной 4,1 км, включающей путепровод над федеральной трассой. На конечной станции в аэропорту Кневичи построены крытая пассажирская платформа, пассажирское здание и переход-галерея с павильоном выхода непосредственно в здание аэропорта. С 20 июля 2012 года Владивосток стал третьим городом в стране после Москвы и Екатеринбурга, запустившим «аэроэкспрессы». Первое время за перевозки отвечала компания «Аэроэкспресс», затем оператором стала, как и во всём Приморском крае, компания «Экспресс Приморья».
Проект интермодального пассажирского сообщения холдинга «РЖД» вошёл в подпрограмму «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на 2008-2012 годы» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».
Первоначально время в пути от Владивостока до аэропорта Кневичи составляло 48 минут, а составы останавливались только на станциях Вторая Речка и Угольная, затем за счёт ввода дополнительных остановок в черте города она постепенно увеличилось до 52 минут.
В разные годы количество поездов на маршруте варьировалось от пяти до 10 пар. В основном экспрессы следуют с остановками на станциях Первая речка, Моргородок, Вторая Речка, Угольная и Артём. По состоянию на апрель 2025 года по линии ежедневно курсирует восемь пар электропоездов. Стоимость проезда между аэропортом и любой остановкой маршрута — 335 руб., при этом от Владивостока до Артёма стоимость проезда в экспрессе — 125 руб. против 118 руб. в обычных электропоездах.
С 1 января 2024 года во Владивостоке начал действовать единый тариф для проезда в электричках в черте города — 28 рублей, равный стоимости проезда в наземном городском транспорте. Он распространился на относительно короткие участки Владивосток — Вторая Речка, Мыс Чуркин — Вторая Речка и Мыс Чуркин — Владивосток.
С 1 января 2025 года зона городского тарифа во Владивостоке продлена от Второй Речки до станции Угольная, охватив 17 станций и остановочных пунктов вместо прежних девяти. Введён также городской тариф для скорых пригородных электропоездов. Стоимость городского тарифа выросла с 28 до 30 руб., а для экспрессов установлена в размере 35 руб. за одну поездку.
Ввод городского тарифа произошёл одновременно с индексацией зональных тарифов на пассажирские пригородные железнодорожные перевозки. Поэтому проезд от станции Владивосток до станции Мыс Чуркин формально подорожал с 28 до 30 руб., в то же время проезд между станциями Угольная и Владивосток заметно удешевился: с 94 до 30 руб. для поездов 6000-й нумерации, и со 107 до 35 руб. для экспрессов. Также с 94 до 30 руб. стал дешевле проезд между Угольной и Мысом Чуркин. А между Угольной и Второй Речкой стоимость проезда снизилась с 70 до 30 руб.
На участке Владивосток — Угольная ежедневно курсирует 22-23 пары пригородных поездов (включая экспрессы в аэропорт), Мыс Чуркин — Владивосток — 1-2 пары (плюс отдельные поезда более короткого маршрута Луговая — Владивосток), Мыс Чуркин — Угольная — 1-2 пары поездов (летом — до трёх пар).
Схема развития «городских электричек» Владивостока из мастер-плана Владивостока. Источник: сайт администрации Владивостока
В сентябре 2022 года на Восточном экономическом форуме для Владивостока впервые анонсировали проект «Лёгкое метро», который является одним из ключевых пунктов мастер-плана по развитию города. Реализация предполагает несколько этапов с завершением в 2030 году.
Цель «Лёгкого метро» — снизить загруженность городских автодорог за счёт расширения сети маршрутов пригородного железнодорожного транспорта. Проект предусматривает строительство дополнительных посадочных платформ, а также создание «перехватывающих» парковок вблизи железнодорожных станций во Владивостоке и пригородной зоне. Планируется трансформировать существующие пассажирские направления в три продлённых маршрута Казанский мост — Седанка, Вторая Речка — Берёзовая и Вокзал — Большой Улисс со строительством 11 новых остановочных пунктов, задействовав в пассажирском движении линии, где сейчас осуществляется только грузовое движение. Так, за вокзалом Владивосток в портовой зоне планируется построить остановочный пункт Казанский мост. За станцией Мыс Чуркин предстоит обустроить новый конечный пункт Берёзовая. На ответвлении от станции Луговая к портовой зоне бухты Улисс намечено сооружение остановочных пунктов Окатовая, Малый Улисс и Большой Ули (Катерная). Линию вдоль бухты Золотой Рог, проходящую параллельно центральной Светланской улицей, предстоит оснастить остановочными пунктами Набережная Цесаревича, Дальзавод и Луговая-2. На действующей пассажирской линии Владивосток — Угольная — Артём между станциями Владивосток и Первая Речка запланированы новые остановочные пункты Стадион «Динамо» и Мыс Кунгасный, а между станцией Вторая Речка и платформой Чайка — остановочный пункт Заря.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года Владивосток занял 20-е место.
Расцвет железнодорожных перевозок в Ивановской агломерации начался с замены поездов на локомотивной тяге рельсовыми автобусами «Орлан». Они дебютировали в Ивановской области летом 2020 года. Специально для запуска дополнительных пригородных поездов на станциях Тейково и Гаврилов Посад были построены вторые пассажирские платформы. Помимо увеличения частоты движения с мая 2021 года изменилась и маршрутизация — станция Иваново для многих поездов перестала быть конечной, радиальные маршруты объединили в диаметральные.
Для поездок между пятью уже существующими в пределах Ивановской агломерации станциями и остановочными пунктами (Иваново, Сортировка, Горино, Кохма, Строкино, Текстильный) введён единый городской тариф. В 2025 году он составляет 32 руб., в то время как по остальной Ивановской области оплачивается 38 руб. за каждую 10-километровую зону. Так, проезд из Иванова в Кохму на рельсовых автобусах стоит 76 руб., в то время как на троллейбусном маршруте № 6, соединяющем железнодорожные вокзалы Иванова и Кохмы, стоимость проезда составляет 30 руб.
Дальше — больше. В дополнение к шести уже существующим в пределах Ивановской агломерации станциям и остановочным пунктам (пять в Иванове плюс в соседнем городе Кохма) планируется построить ещё шесть. Хотя железные дороги в Ивановской области не электрифицированы, проект развития перевозок получил, как и в других регионах, название «Городская электричка». В этом и есть дань уважения к электропоездам дальнего следования «Ласточка», которые курсируют по маршруту Москва — Иваново с 2018 года, и повлияли на восприятие железнодорожного транспорта местными жителями и властями. Путь по территории Ивановской области электропоезда преодолевают на тепловозной тяге в сопровождении тепловозов ТЭП70БС.
Осенью 2024 года были заключены контракты на строительство пригородных станций Курьяново, Отрадное, Пустошь Бор и Красная Талка и подрядчики вышли на объекты. Новые железнодорожные платформы построят силами РЖД. Также готовится строительство остановочных пунктов Богородское и Подвязновский. Для новых остановочных пунктов выбраны густонаселённые районы, имеющие соответствующую железнодорожную инфраструктуру.
Схема развития проекта «Городская электричка». Источник: Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области
По состоянию на апрель 2025 года, на участке Иваново — Кохма курсировало шесть пар ежедневных поездов, на участке Иваново — Строкино — 9,5 пар, Иваново — Текстильный — 6,5 пар поездов. Четыре пары поездов через станцию Иваново являются транзитными.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года Иваново заняло 65-е место.
В начале декабря 2023 года Восточно-Сибирская железная дорога сообщила о том, что в Иркутске начнёт курсировать городская электричка. Де-факто действительно с 11 декабря в расписании появился один поезд, полностью проходящая в черте города в одном направлении от станции Кая до станции Иркутск-Сортировочный через станцию Иркутск-Пассажирский.
Однако это было лишь следствием тенденции предыдущих лет, когда постепенно количество местных пригородных поездов с конечными пунктами маршрутов на станции Иркутск-Пассажирский сокращалось за счёт их продления до других станций в черте Иркутска (Кая с одной стороны и Иркутск-Сортировочный с другой стороны), образуя диаметральные связи в агломерации. Так, более десятка поездов продлили свои маршруты в конце 2020 года. А в конце 2023 года количество сквозных поездов через станцию Иркутск-Пассажирский увеличилось с 27 до 29. В графике, введённом с декабря 2024 года, внутригородской маршрут за ненадобностью исчез. При этом количество сквозных поездов через Иркутск-Пассажирский не сократилось.
В Иркутской области действует дифференцированный зонный тариф, при этом фиксированная стоимость одной зоны в регионе отсутствует. Стоимость проезда первых 10 км в поездах 6000-й категории выросла до 47 руб., экспресс-поездов 7000-й нумерации — до 81 руб. Стоимость проезда между платформой ПМС-45 и станцией Кая — крайними точками железнодорожной линии в черте Иркутска — 63 руб.
Калининград от времён Восточной Пруссии, когда город носил другое название, сохранил разветвлённую железнодорожную сеть. Два направление электрифицированы, по остальным пяти перевозки выполняют рельсовые автобусы. Интерес к местным железнодорожным перевозкам в регионе возрос в начале 2010-х годов.
С 23 мая 2011 года пригородные поезда Светлогорского направления стали останавливаться на платформе Сельма. Сначала она была оборудована по временной схеме в порядке эксперимента, но позже стала постоянной. С 28 ноября 2011 года Калининградская ППК организовала подвоз пассажиров автобусами к ранним «рабочим» электропоездам, отправляющимся в сторону центра города от станции Чкаловск и платформы Сельма. При приобретении билета на пригородный поезд проезд в автобусе был бесплатным.
С ноября 2013 года рельсовые автобусы стали курсировать по маршруту Калининград (Северный вокзал) — Чкаловск в дополнение к электропоездам более дальних маршрутов. Изначально предполагалось комбинированный маршрут перевозки пассажиров от автобусной остановки на улице Лукашова до станции Чкаловск по единому билету. Однако «автобусная» часть маршрута оказалась недостаточно востребованной. В региональный заказ на 2015 год маршрут не вошёл, хотя и показал свою востребованность. Позднее в 2016 году маршрут на Чкаловск снова возобновили в утренние часы.
С 26 марта 2014 года рельсовые автобусы стали регулярно совершать «челночные» рейсы между остановочным пунктом Киевская и Северным вокзалом по трассе без промежуточных остановок. В первоначальное расписание вошли 5,5 пар поездов: 2,5 в утренние часы пик (три рейса к вокзалу, два от вокзала) и три вечерние часы пик. Тогда же заработал подвозящий автобусный спецмаршрут № 1Ж ко всем утренним рейсам и одному вечернему рейсу рельсового автобуса с общей оплатой по комбинированному маршруту в размере стоимости поездки на городском транспорта. Уже с 7 апреля 2014 года из-за роста пассажиропотока односекционный рельсовый автобус РА1 заменили двухвагонным РА2. В то же время размеры движения к 2016 году сократились с 5,5 до 4 пар поездов (по две в утренние и вечерние часы. Маршрут № 1Ж тоже на время пропадал, но с 3 апреля 2017 года возобновил работу — на этот раз ограничившись лишь утренними рейсами.
Схема мультимодального маршрута № 1Ж «автобус + поезд». Источник: Калининградская ППК
С 9 января 2016 года рельсовые автобусы стали курсировать в рабочие дни по новым маршрутам Калининград-Южный — Гурьевск и Киевская — Гурьевск в утренние и вечерние часы пик (по одной паре в каждом из сообщений). С 9 января 2018 года на маршруте до Гурьевска стало курсировать пять пар поездов. На непродолжительное время в 2019 году часть поездов продлевалась до Полесска, затем вернув прежние трассы до Гурьевска.
С 5 августа по 10 декабря 2019 года на период реконструкции Киевской улицы железнодорожники организовали временный маршрут о.п. 4 км — Южный вокзал — Северный вокзал. По две пары поездов курсировало в утренние и вечерние часы пик.
Не все нововведения оказались успешными. В 2018 году на Балтийском направлении в черте Калининграда построена новая платформа Брусничная, которая стала принимать пассажиров с 3 июня. С 3 сентября в часы пик дизель-поезда стали курсировать по маршруту Калининград-Южный — Лесное-Новое (по одной паре поездов утром и вечером). С 15 июля 2019 года маршрут поездов продлён до станции Шиповка, а с 1 января 2020 года рейсы были отменены и по новой трассе.
С января 2024 года сеть местных поездов Калининградской агломерации расширена в Мамоновском направлении для улучшения обслуживания посёлка Голубево Гурьевского городского округа с населением 3,7 тыс. жителей и других близлежащих микрорайонов. На участке Калининград-Южный — Голубево заметно увеличено количество поездов по рабочим дням. «Диаметральные» поезда запустили в сообщениях Голубево — Дзержинская — Гурьевск-Новый, Голубево — Киевская — Чкаловск-Западный и Голубево — Северный вокзал, в том числе поглотив прежние маршруты.
Вместо 1,5 пар поездов Калининград-Южный — Мамоново (два поезда из Мамонова и один из Калининграда) участок Калининград-Южный — Голубево в будни стали обслуживать 5,5 пар.
Через платформу 4 км Багратионовского направления в будни вместо одной ежедневной пары поездов стали проходить 2,5 пары (три поезда в сторону центра Калининграда и два в обратную сторону). Количество поездов через платформу Киевская увеличено в будни с шести до семи пар, в том числе на участке Киевская — Северный вокзал с 4,5 до 5,5 пар. К поездам, отправляемым из Голубева до Гурьевска и Чкаловска, с 9 января по рабочим дням из микрорайона Прибрежный организована доставка пассажиров автобусами маршрута № 2Ж.
Схема движения пригородных поездов Калининградской области. Источник: Калининградская ППК
По состоянию на апрель 2025 года на участке Киевская — Северный вокзал курсирует 5,5 пар рельсовых автобусов: перевозки выполняются только в будни. На участке Чкаловск-Западный — Северный вокзал рельсовые автобусы в дополнение к электропоездам «Ласточка» Светлогорского направления совершают три пары рейсов в утренние часы пик. На участке Гурьевск-новый — Северный вокзал в будни курсирует семь пар рельсобусов (также один ежедневный поезд следует по маршруту Советск — Калининград). На участке Голубево — Северный вокзал следует три пары рельсовых автобусов. Стоимость проезда в черте Калининграда подчиняется покилометровому тарифу. Проезд первых 10 км независимо от расстояния стоит 32 руб., далее стоимость каждого последующего километра в поездах 6000-й категории стоит 2,57 руб., а в скорых электропоездах повышенной комфортности 7000-й категории — 3,12 руб.
В начале 2010-х годов Калининградской железной дорогой рассматривался вариант организации железнодорожных перевозок между аэропортом Храброво и Северным вокзалом с частотой движения 13 пар ежедневно. Для этого требовалось электрифицировать подъездной путь Рябиновка — аэропорт, реконструировать здание Северного вокзала и построить пассажирскую платформу непосредственно в аэропорту Храброво. Однако в дальнейшем мероприятия по строительству железнодорожной инфраструктуры не вошли в план подготовки к ЧМ—2018 по футболу.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года Калининград занял 60-е место.
У 475-тысячного Кирова не такая большая территория и не такое большое количество станций, чтобы имело смысл организовать внутригородской железнодорожный маршрут.
Поэтому проект «Городская электричка» был реализован путём ввода в 2018 году единого городского тарифа на участке Киров-Пасс. — Поздино. На тот момент это привело к уменьшению стоимости проезда между станциями, расположенными в первой и второй зонах, более чем в два раза: с 48 руб. (стоимость проезда двух зон) до 22 руб. (тариф на проезд в кировских автобусах и троллейбуса). По состоянию на апрель 2025 года стоимость разовой поездки в автобусах и троллейбусах Кирова, а также пригородных поездах на участке Киров — Поздино составляет 34 руб. Воспользоваться поездками по тарифу городской электрички можно четыре раза в день в каждом направлении — ровно столько поездов следует от Кирова в сторону Глазова и Яра.
На следующем этапе реализации проекта «Городской электрички» в Кирове планировалось построить новую пассажирскую платформу Советская в районе площади Победы и Парка отдыха Нововятского ЛПК. А более полный проект предполагал к 2026 году создание диаметрального маршрута — запуск семи дополнительных пар электропоездов по всей территории Кирова: от ст. Матанцы до ст. Полой. Но в последние годы о реализации этих планов не вспоминали.
Схема развития городской электрички в Кирове. Источник: Волго-Вятская ППК
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года Киров занял 19-е место.
В Новокузнецке первый шаг по адаптации железнодорожного транспорта ко внутригородским перевозкам сделан в 2022 году. С 16 мая в городе запустили первые два рейса городской электрички, получившей название «Северный экспресс». Они совершаются в будние дни в часы пик между станциями Новокузнецк и Новокузнецк-Северный по тарифам, аналогичным действующим в городских трамваях, троллейбусах и автобусах.
Спустя почти три года «Северный экспресс» продолжает работу в прежнем режиме, совершая утренний рейс к станции Новокузнецк и вечерний в обратную сторону. Однако пригородные поезда более дальних маршрутов компании «Кузбасс-пригород» продолжают подчиняться обычным зонным тарифам. В зависимости от сезона через маршрут городской электрички их проходит от шести до 11. На апрель 2025 года стоимость проезда в «Северном экспрессе» и обычных электричках составляет 29 и 49 руб. соответственно. Экспрессом городская электричка является достаточно номинально: из восьми промежуточных остановок он пропускает всего одну.
Схема маршрута городского электропоезда Новокузнецка. Источник: АО «Кузбасс-Пригород»
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года Новокузнецк занял второе место.
С июня 2023 года в карельской Сортавале открыт новый железнодорожный маршрут, расширивший транспортную сеть одной из «точек роста» российского внутреннего туризма. На пути неторопливого маршрута — несколько остановок, как у трамвая, и его можно использовать для местных поездок. Однако линия не электрифицирована, поэтому рейсы по ней, в зависимости от дня недели и готовности техники, в первый сезон работы маршруты выполняли либо рельсовый автобус (автомотриса) РА-1, либо паровоз с вагонами.
К концу 2010-х годов железнодорожное сообщение в Сортавалу почти прекратилось. Однако превращение города и окрестностей в объекты притяжения туристов простимулировало запуск новых пассажирских маршрутов, которые сами стали туристическими объектами. С декабря 2018 года в Сортавалу совершают рейсы электропоезда «Ласточка», а четыре года назад, в июне 2019 году был запущен единственный в России ежедневный паровозный маршрут «Рускеальский экспресс».
О запуске городского рельсового маршрута в Сортавале объявили летом 2021 году. Тогда же начались и строительные работы по трассе линии. При этом местная администрация Сортавальского поселения, позиционировала сервис как «Муниципальный экологический трамвай», делая упор на важность его для внутригородского сообщения в населённом пункте с 15 тыс жителей. Осенью 2021 года были завершены основные работы по обустройству железнодорожного пути, однако открытие пассажирского движения перенесли на лето для того, чтобы успеть построить остановочные пункты.
Новый туристический железнодорожный маршрут получил название «Ладожская Нерпочка». Он соединил станцию Сортавала с новым остановочным пунктом Валаамский причал, к которому проложили несколько сотен метров нового пути. Там организована пересадка на скоростные судна на подводных крыльях «Метеор», следующие на остров Валаам. Ещё несколько километров трассы реконструировали под запуск пассажирского движения. Также построены промежуточные платформы Улица Гагарина, Карельская и Александровская. Помимо них в маршрут включена ранее построенная платформа Сортавала-Центр на линии из Сортавалы в Рускеалу.
Специально для туристического поезда «Ладожская Нерпочка» был восстановлен маневровый паровоз серии 9П, габариты которого почти в два раза меньше обычного магистрального паровоза.
В первое лето работы проекта по маршруту совершалось ежедневно по пять пар рейсов. Путь в одну сторону преодолевается составом за 20 минут. Проезд между любыми остановками маршрута стоил достаточно дорого для простых городских перевозок — 100 руб. Федеральные льготники могли воспользоваться бесплатным проездом, а школьники и студенты — получить скидку 50%.
Второй сезон работы «Ладожской Нерпочки» начался 28 апреля 2024 года и завершился в начале октября. Поезда стали курсировать на паровозной тяге ежедневно, кроме вторника — в тот день их подменял рельсовый автобус РА-1. Четыре пары поездов следовали по полному маршруту, а ещё одна утренняя — только от вокзала Сортавала до платформы Сортавала-Центр и обратно.
В новогодние каникулы с 29 декабря 2024 года по 8 января 2025 года «Ладожская Нерпочка» впервые заработала зимой. Ежедневно отправлялись три пары поездов в составе паровоза, обзорного вагона и вагона-ресторана. Стоимость проезда осталась прежней — 100 руб.
На момент публикации статьи информация о работе «Ладожской Нерпочки» в летний сезон 2025 года не была опубликована.
Источник: Сообщество Валаамский причал г. Сортавала, г. Приозерск ВКонтакте
ДОПОЛНЕНИЕ от 13:00 17.05.2025:
Летний сезон 2025 года для «Ладожской Нерпочки» начался 8 мая. В этом году стоимость проезда по маршруту увеличилась до 120 руб. В расписании предусмотрено четыре пары рейсов. Отправление от вокзала Сортавалы в 8:30, 10:35, 12:30 и 15:20, от Валаамского причала — в 9:00, 11:20, 13:00 и 16:35. До 1 июня рейсы выполняются только по выходным дням. На каждый рейс продаётся 80 билетов со свободной рассадкой.
Для вытянутого вдоль побережья Чёрного моря города-курорта Сочи железная дорога — самый удобный и быстрый способ передвижения между городскими районами.
Однако пользоваться ими не очень удобно. Несмотря на наличие достаточного предложения, стоимость проезда в поездах — одна из самых высоких в стране даже по зонному тарифу. В городе, принявшем Зимнюю олимпиаду 2014 года, электропоезда «Ласточка» первыми стали использоваться для местных перевозок. Были построены новые линии в аэропорт Сочи и к курорту Роза Хутор, а также вокзал Имеретинский курорт. Пассажиры получили удобные электропоезда и маршруты, но по столь высоким тарифам, что их для сохранения привлекательности, несмотря на инфляционные процессы пришлось несколько раз снижать. Так, с 1 марта 2017 года стоимость проезда в «Ласточках» снизилась с 70 до 65 руб. за зону. А с 6 марта на Сочинском участке работы ОАО «Кубань Экспресс-Пригород» в обращение запустили абонементные билеты сроком от пяти дней до одного месяца, действующие на участках Сочи — Аэропорт, Сочи — Роза Хутор, Аэропорт — Роза Хутор, Сочи — Имеретинский курорт, Имеретинский курорт — Роза Хутор. Стоимость проезда по абонементу на участке Сочи — Адлер составила 30 рублей за одну зону, а на «олимпийских» участках снижена с 65 до 50 рублей за одну зону.
В зависимости от сезона, пассажиропотока и занятости железнодорожной линии дальними поездами, количество рейсов электропоездов по маршрутам, обслуживающим Сочи, меняется то в большую, то в меньшую сторону.
В 2025 году стоимость проезда одной зоны на участке Туапсе — Адлер составляет 51 руб., на участках Адлер — Роза Хутор, Адлер — Аэропорт, Адлер — Имеретинский курорт и Имеретинский курорт — Роза Хутор — 55 руб.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года город-курорт Сочи занял 62-е место.
Если город-курорт Сочи объединил под своим именем-брендом несколько десятков некогда самостоятельных населённых пунктов на протяжении более 100 км вдоль побережья Чёрного моря, то в Кавказских Минеральных Водах доминирующий населённый пункт не был сформирован.
Тем не менее, общая численность населения независимых городов, входящих в агломерацию, составляет около 500 тысяч жителей. По данным Росстата, на 1 января 2024 года в Пятигорске проживает порядка 143 тыс. жителей, в Кисловодске — 123 тыс. жителей, Ессентуках — 123 тыс. жителей, Минеральных Водах — 69 тыс. жителей, Иноземцеве — 28 тыс. жителей, Лермонтове — 23 тыс. жителей, Железноводске — 22 тыс. жителей.
Протяжённость основного железнодорожного маршрута Минеральные Воды — Кисловодск, электрифицированного ещё в 1936 году, составляет 64 км. В 2006 году линия была переведена с постоянного тока на переменный. Стоимость проезда «из конца в конец» — 285 руб. Зато в черте Пятигорска между платформами Скачки и Новопятигорск можно проехать всего за 8 руб. 90 коп.:в Ставропольском крае действует покилометровая тарификация проезда. С января 2025 года стоимость проезда в «Ласточках» и поездах 6000-й нумерации стала одинаковой — 4,45 руб./км (в 2024 году — 3,5 руб./км в «поостановочных» поездах и 3,9 руб./км в экспрессах).
Такая тарифная политика не способствует привлечению пассажиров, путешествующих между городами агломерации.
По основному маршруту Кисловодск — Минеральные Воды со всеми остановками курсирует 21 пара поездов в будни и 19 в выходные дни. Также с 1 сентября по маршруту стали курсировать в ускоренном режиме электропоезда «Ласточка». По состоянию на апрель 2025 года «Ласточки» совершают ежедневно по четыре поездки в каждую сторону, останавливаясь между Минеральными Водами и Кисловодском только на станциях Лермонтовский, Пятигорск и Ессентуки. Экспрессы преодолевают путь по маршруту за 57 минут против почти 1,5 часов у обычных электропоездов.
По ответвлению от станции Бештау (пос. Иноземцево) к городу Железноводску регулярное движение электропоездов восстановлено в 2019 году после пятилетнего перерыва. Поезда курсируют только по выходным дням (две пары поездов). Кроме этого, на основной линии следуют поезда более коротких маршрутов Кисловодск — Пятигорск (две пары ежедневно) и Кисловодск — Лермонтовский (одна пара). На наиболее интенсивном участке Пятигорск — Кисловодск ежедневно курсирует 24 пары электропоездов со всеми остановками и четыре пары местных экспрессов — такие размеры движения не снились многим железнодорожным направлениям даже в городах-миллионниках. А в региональном центре Ставропольского края — Ставрополе — пригородное сообщение представлено всего двумя парами пригородных поездов.
Несмотря на интенсивное движения по курортной линии поездов дальнего следования, пригородные электропоезда с января 2019 года стараются по возможности придерживаться тактового расписания: интервалы между большинством отправлений поездов составляют «круглые» 30 или 60 минут.
Тамбовская область — ещё один регион, в котором железные дороги областного центра не электрифицированы. Развитие железнодорожного сообщения сдерживается ограниченным количеством остановочных пунктов в черте Тамбова.
Тем не менее, проект «Городской поезд» в Тамбове стартовал 2 ноября 2015 года. Если ранее станция Тамбов-1 была конечной для всех поездов Кирсановского, Мучкапского и Мичуринского направлений, то с этого дня впервые появилась возможность утром добраться из южных пригородов Тамбова в западные без пересадки, а также утром или вечером вернуться назад — но только по рабочим дням. Уехать вечером из Бокина в Селезни можно было с непродолжительной пересадкой на станции Тамбов-1. В расписании местных поездов появились новые конечные станции Бокино (на юге) и Селезни (на западе) в дополнение к дальним рейсам. Количество поездов на участке Бокино — Тамбов выросло с двух до четырёх пар, а на участке Тамбов-1 — Селезни — с трёх до пяти пар.
Однако уже с января 2016 года проект продолжил существование лишь одной парой утренних рейсов с оборотом на станции Селезни. А две пары усиления до Бокина прекратили работу. Единственным сквозным рейсом через вокзал Тамбова на несколько лет вперёд остался только поезд Обловка/Мучкап — Селезни: обратный к нему следовал только до ТАмбова. Впоследствии оборот поездов перенесли дальше от станции Селезни на станцию Сабурово.
С 6 августа 2022 года впервые после 1996 года пассажирское движение вернулось на линию между Тамбовом и ближайшим соседним городом Котовском. Тамбов и Котовск соединили рельсовые автобусы серии РА-2. Для них ОАО «РЖД» восстановило пассажирскую инфраструктуру на однопутной тупиковой линии между Тамбовом и Котовском, по которой все эти годы сохранялось грузовое сообщение до станции Тамбов II. Платформы из бетонных плит с павильонами для укрытия от осадков установлены на станции Тамбов II, станции Цна и остановочных пунктах 3 км (Перикса), Дачная, Тригуляй и на конечном остановочном пункте Котовск. Первоначальные размеры движения на маршруте (3,5 пары поездов в будни и две в выходные дни) к марту 2025 года сохранены без изменений. Начиная с сентября 2024 года одна из вечерних пар поездов с понедельника по четверг стала диаметральной: вместо Тамбова-1 она продлена до Сабурова.
С 5 августа 2022 года ППК «Черноземье» ввела в обращение новый вид абонементного билета «Городской Тамбов» со сроком действия один месяц (30 дней). Его действие распространяется на проезд на расстояние до 20 км на участках Тамбов-1 — Котовск, Тамбов-1 — Цна, Тамбов-1 — Челновская, Тамбов-1 — Бокино.
В 2019 году в областном центре на двухпутной линии между станциями Тамбов-1 и Мичуринск-Уральский от путепровода на Магистральной улице был построен остановочный пункт Радужный для жителей одноимённого близлежащего микрорайона. Однако в проектной документации не предусмотрели часть работ: необходимо было подвести к ней подъездную автодорогу, соорудить остановочный пункт автобусов с разворотным кольцом и установить уличное освещение. Из-за того, что это не было сделано, срок ввода остановочного пункта в эксплуатацию существенно сдвинулся: открытие состоялось только в августе 2022 года. Городские автобусы к платформе не подвели и до настоящего времени.
Ещё два остановочных пункта, запланированных для строительства в Тамбовской агломерации — Авиационная и 8-й км — пока не реализованы. Не реализовано и назначение регулярных поездов по маршруту Бокино — Селезни через станцию Тамбов-1, как это планировалось в 2022 году.
Для оплаты проезда в Тамбовской агломерации, как и по всей области, применяется зонная тарификация.
В апреле 2024 года начата электрификация железнодорожной линии Ртищево — Тамбов-1 — Кочетовка. Работы стартовали с перегона Тамбов-1 — Цна, однако в конце того же года были заморожены. Поэтому когда «городской поезд» Тамбова может стать электричкой, сказать сложно.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года Тамбов занял 72-е место.
В Тюмени проект «Городской электропоезд» запущен 1 июля 2014 года. Изначально на двадцатикилометровом участке Утяшево — Войновка через главный вокзал Тюмень поезда запустили два раза в день: утром и вечером. При этом в черте города был введён единый тариф в 18 рублей. Маршрут использовал те же пути, что и остальные поезда. В будущем планировалось расширить маршрутную сеть и увеличить количество поездов, а также благоустроить остановочные пункты.
По состоянию на апрель 2025 года, участок Утяшево — Войновка обслуживается четырьмя парами транзитных поездов через станцию Тюмень. Ещё две пары поездов с конечной на станции Тюмень обслуживают участок Тюмень — Войновка и одна — Тюмень — Утяшево. Лишь для двух парк поездов Утяшево является конечной станцией. А Войновка является транзитной для всех останавливающихся не ней составов. Стоимость проезда в пределах Тюмени в 2025 году — 32 рубля. За чертой города за эту сумму можно проехать только первые 10 км пути.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года Тюмень заняла 35-е место.
На Сахалине новое качество услуги в пригородном сообщении стало возможным благодаря масштабному проекту по модернизации всей инфраструктуры, включая «перешивку» колеи на российский стандарт 1520 мм вместо «японской» колеи 1067 мм.
Переключение движения поездов Сахалина на колею 1520 мм провели летом 2019 года. Движение останавливалось практически на всей островной сети, включая столицу региона. По возвращении с «каникул» пассажиров ждала новинка — на Сахалин прибыли три рельсовых автобуса РА-3. Одному из них выпала честь работать на новом маршруте Южно-Сахалинск — Христофоровка, созданном для обслуживания авиапассажиров.
От Южно-Сахалинска до платформы Хомутово пассажиров за 15 минут доставлял двухвагонный рельсовый автобус, далее применялись традиционные автобусы-шаттлы, за пять минут преодолевающие расстояние от станции до аэропорта. Две пары поездов курсировали по маршруту ежедневно. После платформы Хомутово рельсовые автобусы шли до ближайшей станции Христофоровка, где возможен оборот составов.
С 1 октября маршрут рельсовых автобусов удлинился до открытой после реконструкции платформы Дальнее-1 у северо-западной окраины Южно-Сахалинска. При поиске пассажиров железнодорожники столкнулись с трудностями — каким-либо заметным спросом новые перевозки не пользовались. В октябре и ноябре пассажиров железных дорог Сахалина пытались привлечь в поездах акцией по выдаче купонов на бесплатные поездки. Собрав 20 билетов, можно было совершить 21-ю поездку без дополнительной оплаты. С 17 декабря экспрессам ввели все остановки на промежуточных платформах между Южно-Сахалинском и Хомутово (Пединститут, Большая Елань, Октябрьский, Сити Молл), что увеличило время в пути на этом участке с 15 до 20 мин. Однако и эти изменения не сильно заинтересовали потенциальных пассажиров. Первый же месяц 2020 года завершил недолгую историю сахалинского мультимодального маршрута для авиапассажиров: с 20 января движение поездов и автобусов по схеме железнодорожно-автобусного мультимодального экспресса сообщением Южно-Сахалинск — аэропорт Хомутово из-за нехватки устойчивого пассажиропотока прекратилось.
С отменой поездов Дальнее—Христофоровка на участке Дальнее — Южно-Сахалинск движение осталось лишь по рабочим дням — утром и вечером. Курсировали только две пары поездов вместо недавних пяти. На участке Южно-Сахалинск — Христофоровка — Корсаков (Пять углов) в ходу остались ежедневно по два рейса поездов утром и вечером (утренний поезд из Южно-Сахалинска следовал с пассажирами только по выходным дням).
Затем в регионе взяли паузу на то, чтобы продолжить развитие железнодорожных перевозок, уделив больше внимания инфраструктуре и удобству пересадок.
В 2022 году железнодорожный маршрут между станцией Южно-Сахалинск и входящим в черту городского округа Южно-Сахалинск селом Дальнее (также именуемое планировочным районом) обновили. На конечных пунктах маршрута открыли два транспортно-пересадочных узла: ТПУ «Привокзальный» и ТПУ «Алые розы». Эти мероприятия позволили увеличить пассажиропоток почти в 10 раз в течение года. Поезда сначала стали курсировать в часы пик с интервалом 36 минут, а затем и в течение всего дня. Кроме того, рейсы стали ежедневными, а не только в будни.
С 7 августа 2023 года сахалинскими железнодорожниками открыто ещё три маршрута по однопутной неэлектрифицированной железной дороге. Они связали юг и север областного центра движением от Новоалександровки до Христофоровки. Для запуска движения благоустроили пять остановочных пунктов с подходами к ним, удлинили платформы и приспособили их для маломобильных пассажиров. При этом остановочный пункт Октябрьский перенесён на перекрёсток ул. Ленина и Отдалённой ул. за автобусной остановкой «Завод стройматериалов» севернее на 600 м (ближе к центру Южно-Сахалинска) относительно старого расположения и получил новое название Заводской. Остановки Сити Молл и Большая Елань преобразовали в совмещённые пункты наземного автобусного и железнодорожного сообщения. На Пограничной ул. в районе Сахалинского государственного университета обустроен ещё один мини-ТПУ «Университет» («Пограничная»).
Схема линий городских поездов Южно-Сахалинска с существующими и перспективными остановочными пунктами. Источник: Telegram-канал «Градовод»
На участке Южно-Сахалинск — Новоалександровка добавлено восемь пар поездов в будни и шесть в выходные дни. На участке Южно-Сахалинск — Христофоровка добавлены шесть пар поездов в будни и пять в выходные дни. По будням назначены 5,5 пар диаметральных поездов Новоалександровка — Христофоровка: По выходным и праздничным дням сквозные поезда через станцию Южно-Сахалинск не назначены. По пять пар поездов назначены раздельно на южном и северном маршрутах:
В дальнейшем новые железнодорожные маршруты на участке от Христофоровки до Новоалександровки включили в систему оплаты «Транспортной картой» и пассажиры смогли бесплатно пересаживаться в течение 45 минут как с пригородного поезда на внутригородской автобус, так и с поезда на поезд в пределах Южно-Сахалинской агломерации.
В 2024 году в Южно-Сахалинской агломерации построили два новых разъезда для повышения частоты движения поездов в районе областного центра. Помимо сооружения вторых путей, на станциях Большая Елань и возвели по две новые платформы из композитных материалов с погодными модулями, смонтировали систему навигации и освещения. Открытие разъездов позволило организовать тактовое движение пригородных поездов до Христофоровки в южном направлении и Новоалександровки в северном. Со 2 ноября организовано движение рельсобусов РА-3 «Орлан» с тактовым интервалом 35 минут в часы пик по рабочим дням. В сквозном сообщении между Христофоровкой и Новоалександровкой стало курсировать 10, а в обратном направлении — 12 поездов по рабочим дням, включая более длинные рейсы до/от Долинска или Корсакова. А с учётом рейсов до/от Южно-Сахалинска частота движения рельсобусов на участке Христофоровка — Южно-Сахалинск — Новоалександровка составила от 14 до 17 поездов в одном направлении. По выходным дням движение на основной линии Южно-Сахалинской агломерации представлено только тремя парами поездов Южно-Сахалинск — Корсаков и тремя Южно-Сахалинск — Долинск.
На участке Южно-Сахалинск — Алые Розы (Дальнее) движение продолжилось выполняться ежедневно 16 парами поездов с интервалом 42 минуты и дневным перерывом 3,5 часа.
Однако не все надежды транспортников оправдались. Зимой 2024/2025 гг. в связи с низким пассажиропотоком часть рейсов отменено.
С 19 декабря по рабочим дням отменены одна пара поездов на участке Христофоровка — Новоалександровка и три на участке Южно-Сахалинск — Алые Розы. А с 21 декабря полностью прекращено движение пригородных поездов на участке Южно-Сахалинск — Алые Розы по выходным и праздничным дням.
С 13 января прекращено курсирование ещё трёх поездов и ещё трём сокращены маршруты следования. На участке Новоалександровка — Южно-Сахалинск количество поездов в будни сокращено с 16 до 15 в прямом направлении и с 15 до 14 в обратном. На участке Южно-Сахалинск — Христофоровка количество поездов в будни сокращено с 14 до 12 в прямом направлении и с 16 до 14 в обратном. В сквозном сообщении между Христофоровкой и Новоалександровкой стало курсировать восемь вместо 10 поездов, а в обратном направлении — 11 вместо 12 поездов по рабочим дням, включая более длинные рейсы до/от Долинска или Корсакова. Дневные перерывы в движении поездов увеличились на 0,5-2 часа.
С 1 ноября стоимость проезда в городской агломерации от Новоалександровки до Христофоровки, включая ответвление на Алые Розы стоит 35 рублей. При оплате проезда транспортной картой пассажир могут в течение 45 минут совершать бесплатно любое количество поездок с пересадками в автобус или рельсобус.
В 2025 году планируется смонтировать четыре модульных вокзала и оборудовать 14 композитных платформ на 12 остановочных пунктах Южно-Сахалинска. Кроме этого, хотят завершить обновление главного вокзала города.
С наступлением более тёплой погоды железнодорожники стали изучать целесообразность возобновления перевозок до ТПУ «Алые Розы» в выходные дни, но уже по новому маршруту. 15 апреля 2025 года «Пассажирская компания "Сахалин"» опубликовала опрос, чтобы узнать мнение пассажиров, будут ли они пользоваться пригородным поездом по маршруту Алые Розы (Дальнее) – Пять углов (Корсаков) и обратно в выходные дни?
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года Южно-Сахалинск занял 14-е место.
В Ярославле «Городская электричка» началась с того, что в 2016 году одна пара электропоездов перестала заканчиваться на станции Ярославль-Главный или находящейся поблизости платформе Депо, а прошла через весь город с севера на юг до станции Телищево. Ещё тогда перевозчик предлагал региональному регулятору установить стоимость билета на электричку в черте города аналогичной тарифу в наземном общественном транспорте, но предложение поддержали только через 8,5 лет.
В 2024 году количество диаметральных поездов, проходящих через вокзал Ярославль-Главный, увеличилось.
С 1 января 2025 года в сердце Ярославии установлен фиксированный тариф на проезд в пригородных поездах в размере 38 рублей. В границы действия единого городского тарифа попадали участки маршрутов пригородного железнодорожного сообщения, ограниченные станциями Молот, Филино, Липовая Гора и Раздолье. В их пределах расположено 11 остановочных пунктов. В зимний период единый тариф распространяется на 33 поезда, работающие в Ярославской агломерации, в летнее время — на 36.
Введение единого тарифа на пригородных поездах в черте Ярославля стало продолжением мероприятий по развитию маршрутной сети Ярославской области, которые совместно реализует компания ОАО «РЖД» и региональное правительство с начала 2024 года:
Как рассчитывают специалисты, применение системы фиксированной цены на проезд будет способствовать интеграции железнодорожных перевозок в городскую среду и систему общественного транспорта областного центра. Это снизит нагрузку на улично-дорожную сеть в часы «пик», повысит комфорт и безопасность поездок. Среди преимуществ железнодорожного сообщения транспортники отмечают возможность добраться из Заволжского района во Фрунзенский менее чем за 40 минут без пробок и по чёткому графику.
Схема движения городских поездов Ярославля. Источник: Северная ППК
В 2024 стоимость поездки от станции Молот до станции Ярославль (Московский вокзал) составляла 56 руб., между станциями Филино и Липовая гора — 103 руб., между станциями Полянки (ближайшей внутри городской зоны к сезонно работающей платформе Раздолье (быв. 274 км)) и Филино — 77 руб.
Ранее прорабатывался вопрос организации нового остановочного пункта Сокол на участке Дунайка — Ярославль в 300 м от пересечения улиц Чернопрудная и Дядьковская, чтобы разгрузить проспект Фрунзе, где идёт застройка в микрорайонах Сокол и Дядьково, но к реализации проекта пока не приступали.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA по итогам 2023 года Ярославль занял 11-е место.
В первой части обзора рассматривались «городские электрички» Москвы, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары и Уфы. Во второй части обзора внимание было уделено «городским электричкам» Волгограда, Воронежа, Красноярска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Саратова, Санкт-Петербурга и Челябинска.
Впереди — заключительная часть обзора, посвящённая ещё нескольким железнодорожным проектам.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)