2024 год стал рекордным в России по поставкам трамваев и троллейбусов

  • Павел Яблоков
    7 февраля 2025 г. — 19:00
    533
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал мэра Новосибирска Максима Кудрявцева

    2024 год оказался рекордным за последние 15 лет не только по количеству трамваев, но и троллейбусов, поставленных в российские города. К такому выводу пришёл авторский коллектив недавно вышедшего отчёта «Подвижной состав городского электрического транспорта в РФ», проанализировав информацию о закупках и производстве подвижного состава городского электротранспорта во всех регионах страны.

    По данным исследователей, в течение 2024 года в 40 российских городов поступил 861 новый троллейбус и 500 новых трамваев, причём в девяти из них обновление получили оба вида транспорта.

    К сожалению, с учётом этих данных ранее высказанные экспертами прогнозы по падению производства подвижного состава городского электротранспорта в 2025 году оказались ещё более пессимистичными. В новом сезоне из ворота трамвайных и троллейбусных заводов на транспортные предприятия поступит примерно на 40% меньше новой техники, чем в 2024 году.

    Такое развитие событий может привести к закрытию нескольких производств подвижного состава и задержке технологического развития оставшихся участников рынка машиностроения. 

    Трамваи

    Данные по поставкам трамваев в 2024 году обобщены авторским коллективом по состоянию на 27 января 2025 года.

    Над выпуском 500 вагонов работало четыре производителя. Наибольший вклад внесла компания «ПК Транспортные системы».

    По данным аналитиков, в течение 2024 года новые трамваи поступили в 20 российских городов:

    • Волгоград — 50 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» и 12 трёхсекционных вагонов двустороннего движения модели 71-932 «Невский» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Екатеринбург — 1 трёхсекционный вагон модели 71-639 «Кастор» производства УКВЗ;
    • Краснодар — 20 односекционных вагонов модели 71-623-04 производства УКВЗ и 20 односекционных вагонов модели Т811-Синара производства BKM Holding;
    • Красноярск — 1 односекционный вагон модели 71-628М-02 производства УКВЗ;
    • Курск — 14 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Липецк — 18 односекционных вагонов модели 71-628-02 производства УКВЗ;
    • Нижний Новгород — 51 односекционный вагон модели Т811 «МиНиН» совместного производства BKM Holding и ООО «Нижэкотранс»;
    • Новосибирск — 6 односекционных высокопольных вагонов модели 62103 и 14 односекционных частично низкопольных вагонов модели Т 701 производства BKM Holding (кузова первой комплектности);
    • Новотроицк — 12 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Пермь — 14 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Пятигорск — 1 односекционный вагон модели 71-411 производства завода «Уралтрансмаш»;
    • Самара — 3 односекционных частично низкопольных вагона модели Т701 (кузова первой комплектности) и 6 односекционных вагонов модели Т811 производства BKM Holding;
    • Санкт-Петербург — 1 трёхсекционных вагонов двустороннего движения модели 71-932 «Невский», 24 трёхсекционных вагонов модели 71-931М «Витязь-М», 32 двухсекционных вагонов модели 71-923М «Богатырь-М» и 5 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы», а также 18 трёхсекционных вагонов двустороннего движения модели 71-431Р «Достоевский» и 30 двухсекционных вагонов модели 71-421Р «Довлатов» производства завода «Уралтрансмаш»;
    • Саратов — 6 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» и 20 двухсекционных вагонов модели 71-923М «Богатырь-М» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Томск — 5 односекционных вагонов модели 71-628.02 производства УКВЗ;
    • Тула — 5 односекционных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Улан-Удэ — 2 односекционных вагона модели 71-923М «Богатырь-М» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Хабаровск — 11 односекционных вагонов модели 71-623-04 производства УКВЗ;
    • Челябинск — 41 односекционный вагонов модели 71-628-01 и 30 частично низкопольных вагонов модели 71-623-04.01 производства УКВЗ;
    • Ярославль — 26 односекционных вагонов модели 71-628-02 производства УКВЗ.

    Часть вагонов пришла ещё во исполнение контрактов, заключённых в 2022-2023 годах, со значительным отставанием от изначальных сроков. В частности, были допоставлены вагоны по контрактам 2023 года в Новосибирск, Самару, Санкт-Петербург и Челябинск.

    На годовой объём поставки трамваев заметное влияние оказала продолжающаяся реализация концессионных проектов в 10 регионах-участниках пилотного федерального проекта по комплексному развитию городского наземного электрического транспорта (модернизация подвижного состава и инфраструктуры трамвая): поставки в Волгоград, Краснодар, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Пермь, Саратов, Ярославль составили 251 из 500 годового объёма вагонов (50,2 %). Помимо заключённых контрактов, в 2024 году объявлялись закупки со сроками поставки для конца года четырёх односекционных трамвайных вагонов для Пятигорска и четырёх трёхсекционных двусторонних вагонов для Санкт-Петербурга, однако в связи с отсутствием заявок по первой закупке контракт так и не заключён, а по второй контракт заключён, но в связи с жосткими сроками исполнени поставка должна уже со сроком исполнения в 2025 году.

    С учётом новых регионов трамвайные маршруты действуют в 65 городах. Таким образом, обновление получили 30,8% трамвайных хозяйств страны. В новых поставках преобладают односекционные низкопольные вагоны.

    В статистику 2025 года перешли:

    • 23 вагона модели 71-431Р «Достоевский» производства «Уралтрансмаша» для Санкт-Петербурга (остаток от обязательств по контракту 2022 года);
    • 14 вагонов модели 71-628-02 для Челябинска по контракту, заключённому в 2023 году (12 из 26 вагонов прибыли в 2024 году);
    • 6 вагонов модели 71-623-04 производства УКВЗ для Магнитогорска: просрочка исполнения контракта идёт с 10 декабря 2024 года, вагоны физически доставлены в прошлом году, но их приёмка не выполнена;
    • 6 кузовов первой комплектности модели Т701 для Новосибирска: по состоянию на 31 декабря 2024 года они не были приняты;
    • 4 трёхсекционных вагона двустороннего движения модели 71-638-02 «Поларис» производства УКВЗ для Санкт-Петербурга (обязательства по заключённому 20 декабря 2024 года контракту с нормативным сроком поставки до 25 декабря 2024 года).

    В статистику поставок 2024 года по Хабаровску вошёл один вагон, допоставленный по дополнительному соглашению к контракту на поставку 10 трамваев: его требовалось поставить отдельной партией в конце 2024 года, однако прибыл и принят он был только в январе 2025 года.

    Однако цифру в 500 поставленных новых трамваев для российских городов в 2024 году тем не менее, можно считать правильной, если учесть поставку трамвая (кузов первой комплектности с капитально отремонтированными тележками) модели 71-605РМ13 производства ООО «Горизонт» в Иркутск.

    Троллейбусы

    Данные по поставкам троллейбусов в 2024 году обобщены авторским коллективом по состоянию на 30 января 2025 года.

    Поставку 861 троллейбуса обеспечили производственные мощности семи российских и белорусских заводов, одним из них были ранее были выпущены кузова первой комплектности. Наибольший вклад внесён Уфимским трамвайно-троллейбусным заводом, а модель УТТЗ-6241.01 «Грожанин» стала самой массовой выпускавшейся в 2024 года моделью среди троллейбусов, намного превзойдя и самое массовое серийное производство трамваев. В поставках троллейбусов преобладали троллейбусы с увеличенным автономным ходом (ТУАХ). Троллейбусы особо большого класса (сочленённые) не поставлялись.

    В течение 2024 года новые троллейбусы поступили в 31 российский город:

    • Брянск — 23 троллейбуса модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Балаково — 12 ТУАХ модели 6281.01 «Адмирал» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Видное — 1 кузов первой комплектности Тролза-5265.02 «Мегаполис» из складских остатков (капитально-восстановительный ремонт троллейбус ЗиУ-682Г);
    • Владимир — 3 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Владивосток — 13 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Волгоград — 20 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Вологда — 1 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Екатеринбург — 6 ТУАХ модели BKM-32100D Olgerd производства BKM Holding и 19 ТУАХ модели Синара-6254.00 производства «Синара-Городские машины»;
    • Ижевск — 19 ТУАХ модели Volgabus-5270Т «Пересвет» производства «Бакулин Моторс Групп»;
    • Йошкар-Ола — 5 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Казань — 39 троллейбусов модели МАЗ-303Т22 с автономным ходом до двух километров производства холдинга «БелАвтоМАЗ»;
    • Калининград — 13 ТУАХ модели Синара-6254.00 производства «Синара-Городские машины» и два ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Кемерово — 50 ТУАХ модели 6281.01 «Адмирал» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Ковров — 14 троллейбусов модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Миасс — 10 ТУАХ модели Синара-6254.00 производства «Синара-Городские машины»;
    • Мурманск — 8 троллейбусов модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» и 3 МАЗ-203Т20 производства холдинга «БелАвтоМАЗ»;
    • Новороссийск — 15 ТУАХ модели BKM-32100D Olgerd производства BKM Holding;
    • Новосибирск — 169 ТУАХ модели УТТЗ-6241.01 «Горожанин» производства УТТЗ;
    • Новочебоксарск — 41 ТУАХ и 20 троллейбусов модели УТТЗ-6241.01 «Горожанин» производства УТТЗ;
    • Пенза — 40 ТУАХ модели УТТЗ-6241.01 производства УТТЗ;
    • Петрозаводск — 27 троллейбусов модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Подольск — 2 кузова первой комплектности Тролза-5265.02 «Мегаполис» из складских остатков (капитально-восстановительный ремонт троллейбус ЗиУ-682Г);
    • Рязань — 5 ТУАХ ПКТС-6281.01 «Адмирал» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Санкт-Петербург — 24 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» и 23 троллейбуса БКМ-32100 Olgerd;
    • Томск — 2 ТУАХ модели 6281.01 «Адмирал» производства «ПК Транспортные системы»;
    • Тула — 2 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа»;
    • Уфа — 10 ТУАХ модели УТТЗ-6241.01 «Горожанин» производства УТТЗ;
    • Хабаровск — 17 ТУАХ модели Volgabus-5270Т «Пересвет» производства «Бакулин Моторс Групп»;
    • Чебоксары — 40 троллейбусов и 20 ТУАХ модели УТТЗ-6241.01 «Горожанин» производства УТТЗ;
    • Челябинск — 78 ТУАХ модели Синара-6254.00 и 56 троллейбусов модели Синара-6254.01 производства «Синара-Городские машины»;
    • Ярославль — 4 троллейбуса модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» и 5 троллейбусов модели Синара-6254.01 производства «Синара-Городские машины».

    Часть троллейбусов пришла ещё во исполнение контрактов, заключённых в 2022-2023 годах, со значительным отставанием от изначальных сроков. В частности, были допоставлены троллейбусы по контрактам прошлых лет в Брянск, Волгоград, Вологду, Екатеринбург, Новосибирск, Пензу, Санкт-Петербург и Ярославль.

    Количество городов, получивших в 2024 году новые троллейбусы, могло быть и больше. Расторгнут планировавшийся к исполнению в 2024 году контракт на поставку 45 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» для Ставрополя, новая попытка закупки предпринята в 2025 году. Объявлялась, но затем была отменена закупка троллейбусов для Ульяновска.

    В статистику 2025 года из планов 2024 года перешли:

    • 5 троллейбусов модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» для Барнаула (поставки не начаты);
    • 2 троллейбуса модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» для Тольятти (срок поставки до 23 декабря 2024 года, фактическая поставка в январе 2025 года);
    • 14 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» (недопоставлены в 2024 году) и 20 ТУАХ модели Синара-6254.00 производства «Синара-Городские машины» (поставки в 2024 году не начаты) для Санкт-Петербурга;
    • 31 ТУАХ модели Синара-6254.00 производства «Синара-Городские машины» для Екатеринбурга, недопоставленные в 2024 году;
    • 3 ТУАХ модели 5298.01 «Авангард» производства «Транс-Альфа» для Владивостока (доставлены в декабре 2024 года, но не приняты).

    В то же время, досрочно в 2024 году были поставлены из числа предполагавшихся к поставке в 2025 году по двухлетним контрактам три троллейбуса в Йошкар-Олу и два из 58 троллейбусов производства BKM Holding для Санкт-Петербурга, законтрактованных на 2025 год (ещё 21 машина в соответствии с графиком была поставлена в 2024 году).

    Таким образом, из 85 городов, в которых расположены действующие троллейбусные парки и депо (с учётом новых территорий), в 2024 году обновление затронуло 36,5% троллейбусных хозяйств. Вовлечённость «троллейбусных» городов в процесс обновления подвижного состава выше и в количественном, и в процентном соотношении, что объясняется более низкой (в 2-3 раза) стоимостью одной единицы троллейбуса большого класса в сравнении с односекционным трамваем.

    Определённым драйвером приобретения новой троллейбусной техники для городов и регионов в 2024 году остался национальный проект «Безопасные качественные дороги», а также реализуемые в некоторых регионах программы инфраструктурных бюджетных кредитов.

    Прогнозы на 2025 год

    2024 год оказался рекордным по поставкам подвижного состава наземного городского электрического транспорта в города России за последние 15 лет — 500 трамваев и 861 троллейбус, «перебив» наивысшие до этого успехи 2023 года (328 трамваев и 772 троллейбуса). Два производителя («ПК Транспортные системы» и BKM Holding) занимались поставками как трамваев, так и троллейбусов.

    Ранее авторы аналитического отчёта «Подвижной состав городского электрического транспорта в РФ» исходя из динамики поставок за первые 10 месяцев 2024 года и объёма уже заключённых контрактов на 2025 год (253 трамвайных вагона и 400 троллейбусов) спрогнозировали серьёзное, более чем на 30%, падение производства трамваев и троллейбусов в сравнении с 2024 годом. Однако уточнённые данные предполагают падение производства городского электротранспорта уже на 40%.

    Если сохранятся текущие тенденции, то падение может достичь поистине провальных значений 2015 года (44 трамвайных вагона и 74 троллейбуса), последствия которых привели к закрытию нескольких производств подвижного состава и задержке технологического развития оставшихся участников рынка.

    На фоне растущих производственных мощностей трамвайных и троллейбусных заводов серьёзные опасения вызывает то, что более 76% средств на обновление подвижного состава по федеральному проекту «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Инфраструктура для жизни» выделено на вторую половину шестилетнего срока (2028-2030 годы). Такое неравномерное финансирование негативно скажется на загрузке машиностроительных предприятий, заметно увеличивших выпуск продукции в 2023-2024 годах, и вынужденных сокращать их в 2025-2027 годах, и заново расширять их в последующую трёхлетку.

    Ранее на TR.ru — Транспорт в России были обупликованы обзоры о поставках подвижного состава городского электротранспорта в 2023 году и первой половине 2024 года, а также в 2022 году.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.