Транспортные реформы: идеи, изменения, результаты — продолжаем обсуждать с TR.ru

  • Павел Яблоков
    13 сентября 2022 г. — 17:25
    921
    Иллюстрация: 

    Акционерное общество «Третий парк» / 3park.ru

    Недавно Ассоциация транспортных инженеров вместе с TR.ru — Транспорт в России провела опрос читателей своих телеграм-каналов и соцcетей о работе общественного транспорта в городах. Одним из самых обсуждаемых стал вопрос про транспортные реформы в городах России. Многие из них достаточно широко известны и не первый год на слуху у транспортного сообщества, некоторые — ещё в процессе реализации, другие пока что планируются, а иные — и вовсе отменены. Продолжение дискуссии состоится уже на этой неделе в форме вебинара.

    Транспортные реформы: что, где, когда?

    Транспортные реформы включают в себя разнообразные мероприятия, от инфраструктурных преобразований до изменения поведенческих сценариев пассажиров. В том или ином виде к ним приступали уже во многих городах: где-то успешно с доведением до какого-то результата, где-то остановлены на полпути или отменены ещё на старте.

    Независимо от полученных результатов, традиционно для транспортной отрасли страны важны любые процессы, проходящие в двух крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге. А результаты опроса читателей и комментарии экспертов побуждают внимательнее изучать и перенимать достижения Перми и Новокузнецка.

    В Москве первые маршруты по брутто-контрактам начали работать ещё в 2015 году, а в 2016 году практически все городские «маршрутки» были заменены новыми автобусами, работающими по регулируемым тарифам на основании брутто-контрактов. В 2021 году при переходе на работу на следующие многолетние контракты скорректирована маршрутная сеть. Также Москва пробудила у других городов и федеральных структур моду на магистральные маршруты. Маршрутная сеть «Магистраль» начала работу осенью 2016 года в центральных районах города, а в конце 2021 года маршрутная реформа была проведена в южных и юго-западных районах столицы России. В процессе многолетних преобразований инфраструктуры (запуск выделеленных полос, реорганизация дорожного движения) и системы оплаты (бесплатные пересадки, новые тарифные меню и т. д.) практически полностью ликвидировано троллейбусное движение.

    В Санкт-Петербурге в этом году в несколько этапов отменили «маршрутки», а сузившийся пул частных перевозчиков перешёл на работу по брутто-контрактам. Изменениям подверглись тарифы и сама система оплаты проезда, а вот инфраструктурными мероприятиями в виде выделенных полос и иных способов приоритета движения общественного транспорта, а также обустройством новых остановочных пунктов, реформа сопровождается недостаточно.

    В Перми, чьи заслуги в реформировании городского транспорта читатели TR.ru — Транспорт в России оценили выше всех остальных за пределами двух столиц, продолжают обустраивать выделенные полосы для общественного транспорта. Количество магистральных маршрутов здесь уступает тоже лишь Москве и Санкт-Петербургу. Троллейбусы в городе завершили работу в 2019 году, а вот для модернизации трамвайной сети готовится заключение концессионного соглашения.

    Практически столь же высоко была оценена читателями и реформа Новокузнецка, где действуют самые долгосрочные брутто-контракты в стране (на 10 лет), обновляется подвижной состав и инфраструктура электротранспорта и готовится строительство новых линий.

    Но четырьмя городами-лидерами повестка вопросов, связанных с транспортными реформами, не исчерпывается.

    Фактически развалившуюся систему общественного транспорта в Астрахани планируют возрождать путём комплексных мероприятий: обеспечения приоритета движения общественного транспорта, приобретения нового подвижного состава, организации перевозок по регулируемым тарифам с оплатой транспортной работы по брутто-контрактам.

    В Белгороде окончательно отказались от внедрения ранее разработанной маршрутной сети с магистральными, городскими и подвозящими маршрутами. С 1 июля этого года полностью прекращено троллейбусное движение, но и до этого уже сформированные магистральные троллейбусные маршруты в прошлом году успели вернуть к дореформенным трассам. Новый вариант, подробности которого только начали раскрывать на днях, будет менее радикальной, и более ориентирована на беспересадочные связи, нежели пересадочную модель.

    В Брянске большое внимание обратили на инфраструктуру электротранспорта. Маршрутная сеть тоже реформируется, но без ресурсного обеспечения в виде не только новых троллейбусов, но и комплексной реконструкции депо, контактной сети, кабельных линий и тяговых подстанций отдавать приоритет троллейбусному движению было бы бессмысленно.

    Инфраструктурные преобразования положены в основу будущей транспортной реформы Воронежа, где в основе маршрутной сети планируют выделенные коридоры для безрельсовых видов транспорта автобусов и троллейбусов. Метробус позиционируется не как вид транспорта, а как способ организации перевозок.

    Пять лет назад громко нашумела радикальная маршрутная реформа Екатеринбурга. Однако она была негативно принята общественностью и сначала отложена, а потом и вовсе отменена. При всей спорности предлагавшихся тогда решений, вместе с отказом от обновления маршрутов упущено и несколько лет, которые можно было бы потратить на планомерное улучшение работы общественного транспорта: организацию выделенных полос и обособление трамвайных путей, приоритетное движение на перекрёстках, строительство новых остановок и отстойно-разворотных площадок, приближение пересадочных остановок ближе к перекрёсткам и другие мероприятия. Ряд автобусных маршрутов поменял номера и трассы прошлым летом.

    Новая маршрутная сеть разработана для Иванова, но после обсуждения с горожанами и доработки сети по их предложениям вопрос запуска обновлённых маршрутов из медийного пространства исчез.

    На весну этого года планировалась маршрутная реформа в Йошкар-Оле, где в основу сети был положен троллейбус. Но радикальное сокращение количества обслуживаемых автобусных направлений привело к тому, что проект отложили «в долгий ящик».

    В Казани реформу маршрутной сети провели ещё в 2008 году, много лет в столице Татарстана действует одна из крупнейших в стране сетей выделенных полос для общественного транспорта. В этом году изменили маршрутную сеть трамвая, введя новые пересадочные тарифы.

    В некоторых городах важным шагом по пути к реформам становится перевод работы транспорта на регулируемые тарифы. По этому пути пошли в этом году в Кемерове. Правда, до брутто-контрактов и реальной финансовой поддержки перевозчиков здесь ещё далеко: контракты заключаются на символические суммы, с которых невозможно истребовать даже минимальных штрафов в случае неподобающей работы.

    Комсомольск-на-Амуре, напротив, не собирается отказываться от нерегулируемых тарифов, плавно проведя реформу автобусной маршрутной сети. Других видов транспорта в городе для реформирования уже не осталось: трамвайное движение полностью прекращено в октябре 2018 года.

    Разработчики новой маршрутной сети для Костромы предлагали развитие электротранспорта при использовании троллейбусов с увеличенным автономным ходом, но региональные власти пока что готовятся в ходе реформы к апрелю 2023 года полностью отказаться от использования троллейбусов.

    В Курске реализация транспортной реформы с сокращением количества маршрутов почти в два раза будет совмещена с передачей в концессию трамвайного хозяйства города. Преобразования в маршрутной сети города планировались ещё в этом году, но пока что перенесены на следующий.

    В Нижнем Новгороде обсуждённые с горожанами изменения маршрутов будут внедряться постепенно. Планы по модернизации и развитию электротранспорта пока только формируются, в том числе трамвайная концессия. Пока в активе нижегородцев с 23 августа этого года — перевод всех городских автобусных маршрутов на единые правила оплаты проезда, в том числе пересадочные тарифы.

    В Твери проведение транспортной реформы совместили с ликвидацией троллейбусного движения. Маршрутная сеть при переходе на работу по брутто-контрактам с новыми автобусами была скорректирована незначительно. Отсутствие системной работы над приоритетом общественного транспорта привело к тому, что дорогостоящие автобусы немало времени тратят в «пробках». В то же время, Тверская область — первый регион, где на брутто-контракты стал переходить транспорт не только в областном центре, но и в отдалённых районах со значительной долей сельского населения.

    Новая маршрутная сеть была разработана для Ульяновска, но ожидавшийся этой весной запуск трамвайных и троллейбусных маршрутов по обновлённым трассам отложился на неопределённое время.

    В Чебоксарах не очень удачная транспортная реформа была проведена в 2018 году. Но в городе сохранён электротранспорт в виде троллейбусов. И с ними связаны основные планы по развитию маршрутной сети.

    На несколько лет рассчитаны преобразования в Челябинске, где развитие должен получить электротранспорт. Троллейбусная сеть передана в концессию, а трамвайная будет расширена за счёт реализации проекта «Челябинский метротрамвай» с интеграцией недостроенного метрополитена в трамвайную сеть и строительства новых участков. Постепенно видоизменяется и маршрутная сеть города, а перевозчики начинают переходить на работу по брутто-контрактам. В этом году внедрено новое тарифное меню и продолжается обустройство выделенных полос для автобусов и троллейбусов, а также обособление путей для трамваев.

    В Южно-Сахалинске планируют оптимизировать маршрутную сеть и впервые в истории города запустить электрический транспорт: им станут электробусы. Активная фаза реформы должна была начаться минувшим летом, но перенесена на более позднее время.

    В Ярославле заметные изменения в маршрутной сети произошли в прошлом году. Однако город не рассчитал затраты на содержание утверждённых маршрутов, в связи с чем уже неоднократно возникали проблемы с оплатой работы перевозчиков, и как следствие, качеством обслуживания пассажиров.

    В разных стадиях разработки находятся транспортные реформы для Кургана, Пензы, Рязани, Улан-Удэ, Якутска и ряда других городов.

    Продолжение — на вебинаре

    Продолжение темы обсуждения транспортных реформ состоится в пятницу, 16 сентября. В 11:00 по московскому времени начнётся вебинар на тему «Транспортные реформы: в чем суть преобразований, с чего начинаются изменения и как добиться видимых результатов». Планируется обсудить вопросы:

    • Что такое транспортная реформа: мифы и ожидания.
    • Главная цель — развитие и настройка транспортной системы.
    • С чего начинаются изменения: подготовка и решения.
    • Откуда брать ресурсы?
    • Как соответствовать ожиданиям пассажиров?
    • Недовольство, противодействие и внешние силы.
    • Удачные и неудачные примеры преобразований.
    • Чек-лист по развитию систем городского пассажирского транспорта.

    Участники дискуссии:

    • Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA;
    • Юрий Волков, заместитель генерального директора «Ресурс Групп»;
    • Александр Кондрашов, руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта ВЭБ.РФ;
    • Александр Егоров, заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области;
    • Денис Новохацкий, руководитель Проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка;
    • Владимир Пащенко, начальник центра развития городских транспортных систем РУТ (МИИТ).

    Модератор дискуссии — Илья Зотов, руководитель Общероссийского объединения пассажиров, член Общественной палаты Российской Федерации.

    Участие в мероприятии бесплатное. Регистрация — по ссылке.

    Одним из трендов при проведении транспортных реформ является образование магистральных маршрутов. Недавнее исследование компании SIMETRA показало, что даже среди крупнейших городов таким сервисом располагают лишь две трети из них.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.